Методическая разработка. Устный журнал "В гостях у Крылова"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по литературе в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. ПО ТЕМЕ «Устный журнал « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»»
Выполнила учитель русского языка и литературы Кокурина Наталья Александровна Класс 6 Тип урока: обобщение материала. Форма урока: устный журнал Цели урока: Образовательные: - обобщение материала по теме, - закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория - отработка навыков выразительного чтения. - отработка навыков и умений анализировать текст. Развивающие: - развитие образного мышления, - развитие культуры речи, - развитие мышления, внимания, - развитие творческих способностей. Воспитательные: - воспитание любви к литературе, - выработка умений различать положительное и отрицательное в поступках героев басен. Оборудование: - презентация урока http://www.slideboom.com/presentations/403866/%D0%92-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85-%D1%83-%D0%98.%D0%90.%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0
- костюмы для инсценировки басен.
ЭОР http://inofon.rusobr.ru/DswMedia/1-25_strekozaimuravey+n_korenblit-kryilov.mp3 «Стрекоза и Муравей»
Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова. Проведём мы его в форме Устного журнала, который называется « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА». Мы ещё раз вспомним полюбившиеся басни, встретимся с героями, обратимся к истории басни, вы покажете своё сценическое мастерство, проведём конкурсы знатоков. Открываем наш журнал.
II. Основная часть урока. (На 2 слайде портрет И.А.Крылова.) Учитель: Перед нами портрет удивительного человека- Ивана Андреевича Крылова. За свою жизнь Крылов написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но мы его знаем как великого баснописца. Он написал более двухсот басен. Его басни были понятны всем: и взрослым и детям. Мы с удовольствием читаем его басни, смеёмся над героями. Критик Белинский высоко оценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ, он писал: «Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». ЭТИ слова будут эпиграфом нашего урока. (3 слайд)Слова критика стали пророческими, действительно, на протяжении 2-х веков басни Крылова пользуются горячим признанием новых и новых поколений читателей. В Санкт- Петербурге в летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России. Учитель: Как вы понимаете слова, которые мы выбрали эпиграфом к уроку? Чем же заслужил Крылов такую бессмертную славу? Почему басни Крылова до сих пор живы и мы с удовольствием их читаем? Ответы учащихся. (…) Учитель: Поэт Исаковский написал замечательное стихотворение. Читает ученик: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ним мы сжились, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова. Учитель: Давайте вспомним, какие крылатые выражения из басен Крылова мы употребляем в нашей жизни. Это было вашим домашним заданием. Ответы учащихся.(….) Учитель: А теперь закончите крылатые выражения, которые я подобрала из басен Крылова.
-Ты все пела? Это дело…..(так поди же попляши) -Беда, коль пироги начнет печи сапожник…(а сапоги точать пирожник) -А Вы , друзья, как ни садитесь…. -Кукушка хвалит петуха…. Чем кумушек считать трудиться…. -Усильного всегда…. - Видит око…. Учитель: Подумайте, в какой ситуации мы говорим: «А Васька слушает да ест», «Рыльце у тебя в пуху», «Да только воз и ныне там». Ответы учащихся. Учитель: Много пословиц и поговорок мы вспомнили, а это ещё раз подтверждает, что мы знаем басни Крылова. Если спросить любого человека «кто писал басни?», услышим - КРЫЛОВ. Но давайте обратимся к исторической странице нашего журнала, и называется она…. «От Эзопа до Крылова». (5 слайд. портреты Эзопа и Крылова) Сообщения учащихся о древнегреческом баснописце Эзопе. Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается басню можно найти даже на клинописных таблицах. Первым баснописцем был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Рассказывают, что Эзоп был рабом, но для работы не был годен. Он был некрасивым, пузатым, горбатым, на него страшно было смотреть. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё - таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Число басен, рассказанных им велико - их 500. Мы узнали с вами о том, какой древнейший жанр басня. Давайте послушаем басню Эзопа « ЖУК И МУРАВЕЙ» Учитель. Что напомнила вам эта басня? (ответы учащихся) Прослушиваем басню Крылова в вокальном исполнении. ЭОР http://inofon.rusobr.ru/DswMedia/1-25_strekozaimuravey+n_korenblit-kryilov.mp3 «Стрекоза и Муравей» Учитель: Ребята, мы прослушали 2 басни, давайте проведём сравнительный анализ этих басен и сделаем вывод. 7- 8 слайды (таблица: сходство и различие басен) (ВЫВОД: Крылов создал своё оригинальное произведение.)
9-10 СЛАЙДЫ Учитель: Мы открываем самую долгожданную страницу нашего журнала- «Сценическую» (инсценировка басен ) 1 басня «ДЕМЬЯНОВА УХА» Учитель: Каким перед нами предстал Демьян? /Навязчивым/ Понравилось вам его поведение? 1 басня «КВАРТЕТ» Учитель: Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне? ( невежество людей, которые берутся не за своё дело) КАК называется такой приём? (Аллегория- иносказание) 1 басня «ВОЛК И ЯГНЁНОК». Учитель: Какова мораль этой басни? (У сильного всегда бессильный виноват) 11 слайд ( задание на установление соответствий) Аллегорические образы. Муравей жестокость Волк наивность осёл Трудолюбие ягнёнок глупость Молодцы ребята, справились с заданием. Следующая страница нашего журнала под названием 13-24 слайд. Разные виды игровых, познавательных заданий. «ЗНАТОКИ БАСЕН» Вы любите решать кроссворды, отгадывать загадки и просто играть. Приготовились.
1 задание УГАДАЙ БАСНЮ, ЗНАЯ ЕЁ МОРАЛЬ. Учитель:/Что такое МОРАЛЬ?/
1 -Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. / «Лебедь, рак и щука.»/
2 -Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
3 -Ай,Моська! Знать она сильна, что лает на Слона. «Слон и Моська»
4 -В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. « Петух и Жемчужное Зерно»
5 -Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и медведь» 6 -С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. «Волк на псарне.» /О каких исторических событиях напоминает басня? Кого подразумевал Крылов под образом Волка и Ловчего?/ 7 -Когда почтен быть хочешь у людей, С разбором заводи знакомства и друзей. «Крестьянин и змея» 2 задание « Мы все из басен» ( угадай героя)
3 задание. А теперь давайте поиграем! « НАЙДИ СВОЮ ПАРУ» (у каждого своё слово, нужно найти пару из одной басни) 4 задание« БЮРО НАХОДОК» (15 слайд) Из какой басни потерялись вещи? Вы должны вернуть их в нужную басню. 5 задание«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» 1 В ящике находится предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе достала» 2 С помощью этого предмета можно было увидеть « что там за рожа» 3 По мнению героини одной басни этим предметом можно « тотчас оскомину набить» 6 задание Назови басню (16 слайд) (прочитайте стихотворение. Какие басни «спрятались» в нём? По улицам Слона водили, Как видно напоказ- Известно, что Слоны в диковинку у нас- Так за Слоном толпы зевак ходили… Какой-то Повар, грамотей, С поварни побежал своей… Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни, Как вдруг из подворотни… Проказница Мартышка, Осел, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет… Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, А выйдет из него не дело, просто мука…
7 задание. «Галерея басенных героев» (слайды17-24) (Угадать название басни и героя) В конце урока ребята делают вывод, заполняя тест, с пропущенными ответами. Записывают в тетрадь. (25-26 слайд)
Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные и растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба,жадность,лень. Басня содержит нравоучение - Мораль
III. Заключительный этап. (27 слайд.)
Домашнее задание. НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ НА ТЕМУ «В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА» Спасибо за урок, ребята