Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 16.07.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 79
    Гостей: 79
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком» 6 класс.
    Этап мастерской Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Индукция 1. Предлагает вниманию учащихся видеоролик (песня на стихи М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»).
    2. Задание: запишите ассоциации, которые у вас возникли при просмотре видеоролика на листочек, передав его друг другу).
    3. Зачитывает ассоциации.
    - Приходилось ли вам испытывать подобные чувства?
    - Нарисуйте цветными карандашами совё состояние в такие моменты.
    1. Просмотр видеоролика.

    2. Записывают ассоциации.

    3. Отвечают на вопрос учителя.
    Рисуют своё состояние в моменты грусти м помощью цветных карандашей.
    Самоконструкция Выразительно читает наизусть стихотворение.
    Предлагает вопросы для анализа стихотворения по группам Выполняют задания по группам:
    1 группа – Проанализировать ключевые слова. Определить образы, присутствующие в 1 и во 2 строфах. Охарактеризовать их. Определить тематику.
    2 группа – Понаблюдать над интонацией стихотворения. Как она отражает чувства лирического героя?
    3 группа - Проанализировать изобразительно – выразительные средства.
    Социоконструкция Отвечает на вопросы учащихся Самостоятельная работа в группах.
    Соцаилизация Участие в диалоге Представление результатов работы
    Разрыв Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Чтение стихотворения и его подстрочного перевода.
    Сосна стоит одиноко
    На севере на холодной вершине.
    Она дремлет, белым покрывалом
    Окутывают её лёд и снег.
    Она мечтает о пальме,
    Которая далеко на востоке
    Одиноко и молча печалится
    На пылающей скале.


    Предлагает провести сравнительный анализ стихотворений.

    Задаёт вопросы. Воспринимают новую информацию.

    1. Сравните интонацию стихотворений.
    2. Сопоставьте образы стихотворений Гейне и Лермонтова («холодной вершине» - «голой вершине»- сильнее выражена обездоленность, бесприютность); («белым покрывалом окутывают ее снег и лед» - «снегом сыпучим одета, как ризой» - усиленно великолепие убранства, возвышенная торжественность); («на пылающей скале» - «на утесе горючем» - фольклорный эпитет, соединяющий 2 значения: горячий и горестный).
    3. Отвечают на вопросы:
    В нем. яз. «сосна» мужского рода. В связи с этим как вы определите тематику стихотворения Гейне? (В нем выражена горесть неразделенной любви).
    Прав ли исследователь И.А. Андроников, утверждавший: «у Лермонтова в основе стихотворения – мысль об одиночестве»?
    - В чем оригинальность стихотворения?
    (в изменении характера переписывания, вместо любовного мотива появляется мотив человеческой разобщенности, вечного одиночества).
    Лермонтов не только точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, но и обогатил стихотворение Гейне поэтическими выразительными средствами. В переводе Лермонтова усиливается мотив одиночества, мотив мечтательной тоски. А образы сосны (ж. р.) и пальмы (ж. р.) передают трагизм человеческой разобщенности, одиночества. Данный перевод настолько совершенен, что является самостоятельным оригинальным стихотворением, навеянным лирикой Гейне.

    Афиширование 1. Предлагает сравнить стихотворение Лермонтова со стихотворениями Тютчева, Фета, Михайлова.
    2. Устное словесное рисование. Обсуждение репродукции картины Шишкина «На севере диком»
    1. Сравнительный анализ.
    1 группа сравнивает стихотворение Лермонтова со стихотворением Ф. Тютчева
    Ф.И. Тютчев
    С чужой стороны
    На севере мрачном, на дикой скале
    ‎Кедр одинокий под снегом белеет,
    И сладко заснул он в инистой мгле,
    ‎И сон его вьюга лелеет.

    Про юную пальму всё снится ему,
    ‎Что в дальних пределах Востока,
    Под пламенным небом, на знойном холму
    ‎Стоит и цветёт, одинока…

    2 группа – со стихотворением Фета
    А.А. Фет
    На севере кедр одинокий
    Стоит на пригорке крутом;
    Он дремлет, сурово покрытый
    И снежным и льдяным ковром.

    Во сне ему видится пальма,
    В далёкой, восточной стране,
    В безмолвной, глубокой печали,
    Одна на горячей скале…

    3 группа – со стихотворением Михайлова
    Михайлов
    На северном голом утёсе
    Стоит одинокая ель.
    Ей дремлется. Сонную снежным
    Покровом одела метель.

    И ели мерещится пальма,
    Что в дальней восточной земле
    Одна молчаливо горюет
    На зноем сожжённой скале.

    Выводы о сходстве и различии со стихотворением Лермонтова.
    Чьи переводы ближе к оригиналу Гейне, а чьи к стихотворению Лермонтова?
    2. Устное словесное рисование.
    Творчество этого популярного художника – одна из самых оригинальных страниц русской пейзажной живописи XIX столетия. «Патриарх леса» как называли его современники. И.И. Шишкин создал образ земли русской - необъятной и вечной.
    Шишкин по-настоящему, глубоко любил природу – он почти обожествлял её, и кажется, что это не деревья, не травы и кусты, а живые существа. Все его деревья (особенно его знаменитые дубы) имеют свой характер, они одушевленны.
    Такая работа Шишкина, как « На севере диком…»(1891г) навеяна одноименным стихотвореньем М.Ю.Лермонтова. В центре картины изображена могучая, одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как - будто погружена в вечный сон – мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный, это подчеркнуто контрастом постепенно сгущающегося голубовато - черного цвета и серебристо-блестящего холодного белого, оттененного светло-зеленым.
    Посмотрите на репродукцию картины Шишкина.
    - Как вы думаете, есть ли какая-то связь между стихотворением Лермонтова и репродукцией картины И.И.Шишкина «На севере диком…»
    - Что изображено на картине?
    - Какова ее композиция?
    - Каков колорит?
    - Какое настроение выразил художник?
    Источник бледно-мертвенного света не виден, он находится вне картины – сверху и справа – об этом мы можем судить по тени, которую отбрасывает сосна. Эта тень усиливает ощущение одиночества, холодной тоски.
    Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова (а посредственно и стихотворения Гейне и переводов Тютчева и Фета), но и перемешиваются впечатления свои собственные.
    Природа для него всегда была и великим учителем, и источником, из которого он черпал знания и вдохновение, к ней он обращался постоянно до конца своей жизни.

    Рефлексия Задает вопросы -Какие чувства вызвало у вас стихотворение М.Ю. Лермонтова?
    - Что нового вы узнали на уроке?
    - Что оказалось наиболее интересным?
    - Над чем было трудно работать?
    - Что удалось?
    -Оцените свою работу на уроке; эмоциональное состояние после урока.
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: толстова (12.11.2014) | Автор: Екатерина Толстова
    Просмотров: 1865 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]