Согласно плана работы творческой группы профессионального развития воспитателей на 2011 -2012 учебный год 23.11.2011г. на базе МДОУ –
д/с «Солнышко» р.п. Советское Советского района Саратовской области состоялся
семинар для воспитателей по знакомству с новыми технологиями в воспитательном процессе
в разновозрастных группах на тему: «Художественное слово в процессе познания
ребенком себя».
Воспитатель МДОУ – д/с «Красная
шапочка», Корнилова Л.Г., провела интегрированное занятие по ФЭМП и развитию
речи с детьми разновозрастной группы от 4 до 6 лет на тему «Путешествие по
сказкам».
Основной целью занятия являлось
систематизирование знаний детей цифр и чисел от одного до десяти,
геометрических тел и фигур.
В начале занятия педагог
поиграла со старшими детьми в игру
«Молчанка». У детей воспитывалась выдержка. На вопрос они отвечали показом
карточки, на которой была изображена нужная цифра.
Далее Людмила Григорьевна
предложила отправиться в путешествие на ковре – самолёте в страну сказок и
взять с собой ребят из средней группы. Дети встретились с героями из сказок
«Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
На протяжении всего занятия
закреплялся счет от одного до десяти, геометрические фигуры, тем самым
развивалось внимание, память, мышление, речь.
Воспитывался интерес к
математике средствами устного народного творчества через игры «Прятки»,
«Чудесный мешочек», отгадывание загадок, физкультминутки.
Музыкальное развлечение «Осенние
посиделки» организовали воспитатели
МДОУ- д/с «Солнышко»: М.А. Коваленко, А.Н. Дроздова, Т.В. Волкова, музыкальный
руководитель И.А. Светлякова с воспитанниками средней и подготовительной групп.
После длительного напряженного
летнего периода в горнице встречали гостей хозяин (А.Н. Дроздова) с хозяйкой
(М.А. Коваленко). А гостями посиделок, конечно же, были дети и приглашенные
взрослые.
Дети пришли не с пустыми руками,
а принесли блюда с пирогами:
Пироги капустные, очень, очень
вкусные.
Блины с медом, со
сметаной…
Дети подготовительной группы исполняли хоровод, русскую народную
песню, инсценировали песню "Во кузнице".
Пропели «Дразнилки»,
исполнили танец с ложками воспитанники средней группы, а затем сударушки – девчушки пропели частушки. Все
участники посиделок с удовольствием поиграли в игру «Горелки».
В заключение досуга хозяин с
хозяйкой пригласили всех гостей на чашку чая!
Доклад об организации и
проведении занятий в разно – возрастной группе подготовила заведующая МДОУ –
д/с «Красная шапочка» Е.П. Мазурик.
Организация педагогического
процесса в разновозрастных группах имеет
свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех
возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять
внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать
развитие детей в соответствии с их возможностями.
Воспитатель тщательно
продумывает содержание каждого занятия, используя такие формы и методы
организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в
каждой возрастной группе.
Существует несколько вариантов
проведения занятий с детьми разновозрастного возраста:
I – все дети заняты одним видом
деятельности;
II – комбинированные занятия;
III – занятия с одной
(подготовительной группой) по общепринятой методике.
IV – начало занятий
одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для
старших детей, потом детям средней и старшей подгрупп дается самостоятельное
задание, а дети младшей группы работают с воспитателем (вторая половина
занятия). На этом занятие с детьми младшей группы заканчивается. Воспитатель
переходит к детям средней группы, работает с ними над третьим программным
заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает работать
с детьми старшей группы и т.д.
Эти занятия обеспечивают
правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокого усвоения
знаний, которые влияют на успешное решение образовательных задач.
Однако все зависит от
конкретных программных задач каждого занятия, от знания детей, их опыта, и конечно,
от творчества воспитателя.
Наибольший эффект для развития
дает применение не одного варианта разработанных занятий, а их сочетание.
Воспитатель тщательно
продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной группы,
особенно для самостоятельной работы детей. Самостоятельная работа детей должна
быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, находить
свои пути решения. Простые задания не заставляют их думать, находить свои
собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения
мысли, не способствуют развитию познавательно – волевой активности, но нельзя
допускать и непосильных заданий.
Специфика работы в
разновозрастной группе требует дифференцированного учета знаний детей, что дает
возможность более четко
планировать дальнейшую работу с
детьми.
Заведующая МДОУ – д/с
«Солнышко» Супоня С.А. рассказала о роли малых фольклорных форм в жизни детей
раннего возраста.
Фольклор – это народное
творчество, душа русского искусства, музыки.
Самых маленьких детей в первую
очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный
творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения
художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального
и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным
народным творчеством начинается с песенок, потешек. Занимаясь с детьми самыми
прозаическими делами: одевание, кормление, умывание, причесывание, укладывание
спать, успокаивание, во время всех этих действий желательно не говорить
обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевать
потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.
При помощи малых фольклорных
форм дети учатся ориентироваться в окружающем мире, улавливают отношение
человека к животному, его доброту и ласку, познают красоту звучания слов, происходит
формирование физических качеств, игровых действий, певческих навыков,
музыкально-ритмических движений.
Неоценима роль малых
фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так
важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.
Подготовила заведующая МДОУ –
д/с «Солнышко» Супоня С.