28 января 2011 года в МОУ-СОШ № 2 р.п. Степное прошло заседание районного методического объединения директоров школ.
МИТКЕВИЧ Е.Ю.
Вряд ли какая-либо тема, связанная с образованием, вызывает столько кривотолков, разногласий, непонимания, как стандарт общего образования. Зачастую непонимание объясняется элементарным незнанием. Что такое федеральный государственный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения, чем он отличается от предыдущих стандартов, действительно требует определенного разъяснения. На эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня ответить.
Повестка дня:
- Теоретические аспекты внедрения и реализации ФГОС НОО. – Мефокова И. Л., заместитель директора по УР,
- Реализация системно-деятельностного подхода как основы ФГОС НОО. – Александрина Т. А., учитель начальных классов,
- Роль системы оценивания в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. – Милова И. П., учитель начальных классов,
- Моделирование учебной и внеучебной деятельности обучающихся. – Илюшова Т. А., учитель начальных классов,
- Результаты анкетирования педагогов и родителей по адаптации первоклассников. – Скупинова Т. В., педагог-психолог.
Начиная три года назад разработку ФГОС, разработчики стандартов поставили задачу определить, какова роль системы образования в жизни российского общества. Раньше эту роль понимали в полном соответствии со старой редакцией статьи 7 закона «Об образовании», действовавшей до декабря 2007 года.
Стандарт определялся как совокупность обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Школе отводилась роль транслятора знаний, и качество ее работы оценивалось исключительно по тому, удалось ли передать это знание выпускникам. Столь упрощенное отношение к школе во многом определило проблемы, с которыми мы в последнее время сталкиваемся в системе общего образования. Именно желание руководства страны решить эти проблемы привело не только к существенным изменениям в законе «Об образовании», но и к появлению ряда основополагающих документов государственной образовательной политики, прежде всего инициативы президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа».
Новый стандарт рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством. Институт социологии РАН провел масштабное исследование по выявлению требований семьи, общества и государства к результатам образования, на основе чего и были сформулировали соответствующие требования стандарта. Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание.
Образование – это важнейшая социальная деятельность общества, неотъемлемый элемент социокультурной модернизации страны, во многом определяющий успешность ее дальнейшего развития.
В основу стандарта были положены две идеи: о построении в России открытого гражданского общества, высказанная Владимиром Путиным, и о том, что школа и система образования должны обеспечить реализацию плана стратегического развития страны до 2020 года – «Плана 2020».
Такое целеполагание определило содержательное наполнение стандарта. МЕФОКОВА И. Л. Стандарт имеет проработанную методологическую основу. Выявлены и научно обоснованы системообразующие, концептуальные подходы, на основе которых создан стандарт, в том числе системно-деятельностный подход.
АЛЕКСАНДРИНА Т. А. В основу ФГОС второго поколения положен принцип преемственности по отношению к предыдущим разработкам, таким как стандарт первого поколения, и различные программы, призванные улучшить качество работы школы (информатизация, профильное обучение и прочее). Серьезно отличается стандарт 2 поколения от стандарта первого поколения. Как образно заметили разработчики стандарта, ФГОС общего образования 2004 года – это всего лишь страница в атласе школьной жизни, а ФГОС 2009 года – объемный, красочный и всеобъемлющий атлас.
В связи с переходом на новый стандарт возникает вопрос: как будет проводиться ЕГЭ и будет ли он проводиться вообще? ЕГЭ, безусловно, будет – так предписано законом. Но ЕГЭ в том виде, в каком он существует сегодня (прежде всего речь идет о контрольно-измерительных материалах), соответствует стандарту первого поколения, который направлен на достижение исключительно предметных результатов. Новый стандарт предусматривает иную систему оценки достижений учащихся, и это потребует содержательных, а возможно, и организационных изменений формата проведения ЕГЭ.
В конце апреля этого года на круглом столе в Экспертно-патриотическом клубе «Единой России» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что министерство готово рассмотреть другие формы проведения ЕГЭ. При этом принципы ЕГЭ – независимость и объективность оценки – должны быть сохранены. Впрочем, система оценивания в новом стандарте – это не только и не столько ЕГЭ. Существует также оценка деятельности учителя, общеобразовательного учреждения в целом. Разработчики стандарта предложили модель по вовлечению в оценочную деятельность всех участников образовательного процесса, включая семью. Система взаимосвязанных процедур имеет соответствующую критериальную базу для оценки деятельности всех субъектов образовательного процесса. Разработан инструментарий для комплексной оценки всех групп результатов – предметных, метапредметных и личностных.
МИЛОВА И. П. ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
ИЛЮШОВА Т. А. Проекты стандартов для основной школы уже разработаны и проходят экспертизу. Они выполнены в концепции начальной школы. Точно также появится внеучебная деятельность, но если в начальной школе 80% основной общеобразовательной программы диктует государство, а 20% отдается учреждению, то в основной – внеучебной деятельности будет больше. Теперь 60% программы будет определять государство, а 40% – разрабатывать школа. Готовятся на экспертизу и стандарты для средней школы. В 2011 году их обязательно примут. Известно лишь, что после 11 класса ученики должны будут сдавать не только традиционные экзамены, но и исследовательский проект, который разрабатывался ими в рамках внеучебной деятельности в течение всего времени обучения.
С 12 года по новым программам начнут учиться пятиклассники, а в 13 году на нее перейдут десятиклассники. |