ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Наименование образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа р.п.Пушкино Советского района Саратовской области
2. Направление реализации проекта:
«Повышение эффективности образовательного процесса через формирование базы дидактических игр».
3. Название проекта
«Грамматическое лото».
Общее описание инновационного проекта: Дидактическая игра позволяет развить познавательную активность младших школьников в изучении темы «Части речи».
Учителя начальных классов активно используют данную дидактическую игру на уроках русского языка. Апробация этой игры показала высокие результаты усвоения темы «Части речи».
4. Ключевые слова:
Дидактическая игра, части речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение), грамматические признаки.
Срок реализации проекта: 2017 - 2021 гг.
5. Актуальность проблемы, описание идеи игры, обоснование ее практической значимости для развития системы образования:
Учащиеся начальной школы испытывают трудности при изучении частей речи. Поэтому каждый учитель начальных калассов строит свою работу по следующему алгоритму: подготовительная работа, способы знакомства с опознавательными признаками, с грамматическими категориями; формирование способа действия, необходимого для определения части речи, постоянных и непостоянных признаков частей речи.
Игра в начальных классх продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности.
Игра « Грамматическое лото» состоит из четырех разноцветных карт, разделенных на девять ячеек, в середине которых написано одно из названий частей речи (или имя существительное, или имя прилагательное, или глагол, или местоимение) и 32 карточек с указанием грамматических признаков частей речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает и т.д.). Ведущий в произвольном порядке достает катрочки, зачитывает грамматический признак, а игроки определяют, чья эта карточка. Игрок, который правильно определил принадлежность признака к своей части речи, получает карточку и выкладывает ее на своей игровой карте. Если дан не правильный ответ карточка убирается в архив, победит тот игрок, кто быстрее заполнит игровое поле.
Именно поэтому дидактическая игра «Грамматическое лото» обогащает процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Лото не просто умножает знания младших школьников, но и развивает их внимание, память, мышление, речь и другие психические процессы.
Применение дидактической игры на уроках позволяет:
• активизировать познавательную деятельность учащихся ;
• индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
• усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала.
Игра «Граммматическое лото» позволяет включить в образовательный процесс всех учащихся (может использоваться при организации индивидуальной, парной и групповой работы).
Основная идея проекта заключается в создании эффективной образовательной среды, которая отвечала бы тенденциям развития современного общества и одновременно подготовила бы учащихся начальной школы к выполнению Всероссиских проверочных работ.
6. Цели, задачи игры
Цель игры: повышение эффективности образовательного процесса через применение дидактической игры «Грамматическое лото».
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
выявить роль дидактической игры «Грамматическое лото» в формировании предметных, метопредметный и личностных результатов;
проанализировать УМК «Начальная школа XXI века» в контексте применения дидактической игры «Грамматическое лото» в образовательном процессе;
апробировать данную игру, определить степень ее эффективности применения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
7. Ожидаемые результаты проекта
1. Создание развивающей образовательной среды, которая повлечет повышение качества знаний учащихся
2. Пополнение методической базы дидактических игр.
8. Ожидаемые эффекты проекта
Повышение качества знаний и интереса учащихся к изучению русского языка.
Совершенствование системы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми на основе использования возможностей игровых технологий. |