С 2014-2015 учебного года муниципальная научная лаборатория по направлению «Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования» в Советском муниципальном районе функционирует на базе МБОУ - СОШ № 1 р.п. Степное Советского района Саратовской области.
Основными целями работы МНЛ являются:
-формирование готовности педагогических работников школы к самостоятельному проектированию своей профессиональной деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения,
-формирование у преподавателей высоких профессиональных идеалов, методических навыков, потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Являясь куратором организации деятельности дистанционного направления, большое внимание уделяю организации и проведению методических мероприятийв форме дистанционных конференций, конкурсов и обучающих семинаров.
Современные исследования показывают, что даже регулярное прохождение курсов один раз в 3 года, не позволяет учителю своевременно перестраивать свою профессиональную деятельность соответственно изменениям, происходящим в системе образования, и, следовательно, снижает его готовность к инновационной деятельности. Именно дистанционное образование позволяет приобрести новые актуальные знания и умения, которые не всегда можно освоить самостоятельно без поддержки со стороны организатора семинаров.
В рамках МНЛ разработана и успешно применяется модель сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов «РОСТ: развитие, опыт, самосовершенствование, творчество». Модель сопровождения формирования и развития профессиональной компетентности педагогов «РОСТ» включает в себя 2 направления:
1)организациясетевого педагогического взаимодействия;
2)мониторинг эффективности профессиональной деятельности.
В статье 14 закона «Об образовании в РФ» предлагается педагогам организовывать сетевую форму реализации образовательных программ посредством сетевого взаимодействия. Сетевое педагогическое взаимодействие понимается как среда, в которой любое образовательное учреждение или любой педагог могут взаимодействовать с любым другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы. Иными словами, сетевое взаимодействие представляет собой коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между участниками общения. На мой взгляд, система сетевого педагогического взаимодействия состоит из 2 компонентов:
1)деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование; деятельность, связанная с повышением квалификации;
2)деятельность педагогов, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.
Рассмотрим сначала 1 направление, связанное с деятельностью, направленной на совершенствование профессионального мастерства учителей. В условиях каждодневной загруженности учителя учебными занятиями, недостаточной обеспеченности информационными ресурсами, очевидным становится значимость дистанционного повышения квалификации - замена формулы «образование на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь» посредством организации разнообразных семинаров, конференций, online- педсоветов, то есть создание такой развивающей образовательной среды, которая обеспечит развитие мастерства и профессионального потенциала конкретного учителя в соответствии с его личностными запросами.
Актуальность подобной формы повышения квалификации преподавателей обусловлена следующими факторами: оптимизацией непрерывного образовательного процесса и предоставляет возможность индивидуально планировать время и темп обучения.
Одним из основных направлений работы муниципальной научной лаборатории является внедрение современных технологий в образовательное пространство школы. И очень многое делается в рамках данного направления дистанционно, охватывая большое количество педагогов области. В время функционирования МНЛ были проведены методические семинары «Формы и методы проведения современного урока: итоги, планы на будущее» и «Дистанционное обучение: за и против», на которых рассматривались наиболее часто встречающиеся затруднения и возможные пути их преодоления.
Для обобщения современного педагогического опыта педагогов района и области был проведен дистанционный online- педсовет «Деятельность учителя и учащихся в рамках реализации ФГОС». 32 участника online-педсовета представили свои работы.
Участие в дистанционной работе стало важным событием для многих творчески работающих педагогов, у которых была уникальная возможность познакомиться с инновационными методами и технологиями, применяемыми педагогами, поделиться своим педагогическим опытом.
В 2015 г была проведена дистанционная педагогическая конференция «Современный урок - важнейший инструмент нового качества образования».
Целью дистанционной конференции были презентация и обсуждение опыта, проблем и перспектив проведения современного урока. Конференция проходила в дистанционном режиме с представлением опыта муниципальных дошкольных, общеобразовательных учреждений, средних профессиональных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования Саратовской области. В конференции приняли участие 49 педагогов из 21 района Саратовской области. Наш район представляли 6 педагогов из 3 школ. На обсуждение было представлено 15 методических статей и 5 конспектов уроков. Для учителей иностранного языка ежегодно проводится цикл интернет- семинаров по подготовке к ГИА.
Интересно и необычно был проведен дистанционный педсовет «Технология ТОГИС: принципы, приемы и методы» в феврале 2016г. Данный педсовет был рассчитан на аудиторию, заинтересованную во внедрении технологии ТОГИС (Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе) в практическую деятельность современного педагога. Знакомство с данной технологией проходило дистанционно в группах, которые формировались по желанию участников педсовета.
В 2017 был проведен Межмуниципальный online-педсовет «Ресурсы современного урока, обеспечивающие усвоение новых образовательных стандартов». Целью педсовета было обсуждение методов работы по новым педагогическим технологиям, организация и осуществление учебного процесса и внеурочной деятельности, обмен опытом работы по новым педагогическим технологиям
Педсовет проходил в дистанционном режиме с представлением опыта муниципальных дошкольных, общеобразовательных учреждений, средних профессиональных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования Саратовской области.На обсуждение было представлено 27 методических статей.
Второе направление сетевого взаимодействия деятельности педагогов, направлено на учащихся, на развитие их интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Для этого мы организуем сетевые конкурсы и проекты. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Работа в этом направлении очень важна, поскольку расширение охвата школьников подобными видами работ очень большое. В настоящее время организуется огромное количество сетевых конкурсов и олимпиад. И наши ученики очень активно принимают участие в подобных мероприятиях, занимая призовые места.Нашим обучающимся очень нравится конкурс проектов на иностранных языках «Discoverer -14+» и «Discoverer 8+», которые дают возможность всем обучающимся со 2 по 11 класс принять участие в этих проектах, научится работать в новых оболочках для создания интерактивных плакатов, презентаций. Данные конкурсы организуются ежегодно. В этом учебном году наш конкурс стал межрегиональным 108 команд из Курской, Вологодской, Московской и Саратовской области создавали интерактивные презентации, видеоролики и онлайн ресурсы по направлениям: экскурсия, социальный ролик, туристический маршрут.
Так что же означает каждый элемент в модели сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов «РОСТ: развитие, опыт, самосовершенствование, творчество».
Развитие -это повышение мотивации к изучению новых технологий в образовательном процессе.
Опыт- это обмен опытом коллег, публикация статей и комментирование статей на семинарах, педсоветах и конференциях
Самосовершенствование- это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств, это непрерывное пополнение педагогических знаний, которые достигаются путем самообразования.
Творчество- педагогический труд невозможен без творчества. |