Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблем. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду, психологу, педагогам ДОУ.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи, эмоционального развития. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Как выглядит песочная терапия. Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.
Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Работа в рамках песочной терапии затрагивает все возрастные группы детского сада, работа ведется индивидуально или небольшими подгруппами по 3-4 человека, или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет.
Занятия с песком педагоги использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке легко исправить если вдруг что-то не получается или вообще удалить. Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.
Использовать песок можно и в обучении, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.
В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Работая с детьми в рамках песочной анимации, главной задачей является не обучить детей техники рисования на песке и каким-то специальным приёмам, а связано с получением удовольствия от самого процесса и решения психологических проблем воспитанников.
Система занятий, построенных на основе метода песочной терапии, позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения ; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики рук; сформированность графических навыков; активизация словаря и связной речи дошкольников.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их. Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод песочной терапии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.
|