Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 18.11.2024, 07:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Медиавизитка [7]
Урок [9]
Методическая мастерская [7]
Классный час [6]
Мастер-класс [7]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2022 » Методическая мастерская

    Зашифрованная география
    [ Скачать с сервера (4.63 Mb) ] 30.01.2022, 19:58

    Велика и поразительна область географии…
    Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!
    Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души!» Н.В.Гоголь

    Изучение географии имеет большое значение для научного восприятия мира, для развития творческой, интеллектуально развитой личности.

    География – такой   предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться абстрактное мышление.

    Главная проблема сейчас – это количество часов на изучение предмета сокращается, а программа остается прежней, и мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Сейчас это и дистанционное обучение.

    Актуальность   для меня обусловлена формированием у каждого ребенка умение учиться – учить себя и самостоятельно  добывать  новые знания.

    Основная цель – развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий.

    И в своей работе, я стараюсь найти те эффективные методы обучения, которые помогают решить поставленные задачи: поддерживать высокую мотивацию учения, научить учащихся способам самостоятельной работы, развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации.

    В основу моей работы были положены опыты широко известных в нашей стране Виктора Федоровича Шаталова (технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала), Софьи Николаевны Лысенковой (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при обучении), учтен опыт Татьяны и Дмитрия Бенькович, Людмилы Д. Назаровой (интерпретация учебных текстов).

     Выше перечисленные ученые  выделяют несколько видов опорных сигналов:

    Анализируя это, я разработала свой методический комплекс «Географика»  по созданию и использованию в учебном процессе опорных конспектов, схем, сигналов, рисунков, алгоритмов, цепочек рассуждений, кластеров, интеллект карт, ребусов, кросенсов.

    И я приглашаю вас в зашифрованный мир географии.

    Остановлюсь на некоторых из них.

    Составление опорного конспекта по теме урока.

    Составление опорного конспекта по тексту. Использование на различных этапах урока опорных схем и опорного конспекта:

    При объяснении нового материала, при закреплении изученного.

    Данный методический прием введения материала позволяет учителю сконцентрировать внимание учащихся на главном, выделить опорные знания, установить их связь с ранее изученным.

    Дети учатся воссоздавать текст с помощью опорных сигналов. Это способствует лучшему запоминанию и хорошему усвоению материала. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу.

    Я строю логический опорный конспект в процессе изложения материала на доске цветными мелками и учащиеся приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала.

    В курсе 6 класса, в основном, мною используются готовые опорные конспекты, которые я часто составляю сама  и предлагаю учащимся в ходе объяснения или закрепления  материала.                          

    В 7-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении таких тем, как  «Природные характеристики регионов или стран». В курсе  «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по темам «Отрасли хозяйства».

    Составление опорных конспектов и схем  помогает учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации  разнопланового уровня. Опыт моей работы показал, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей.

    Динамические схемы, модели.

    Данная работа формирует географические образы мира; готовит школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач. Ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей и схем.

    Таблицы.

    На уроках географии это чуть ли не самые часто встречающиеся задания – составить таблицу или заполнить уже какой-то шаблон. Но обычное заполнение таблицы детям мало интересно, так как это нужно писать, а предмет-то устный. Надо было придумать так, чтобы и таблицу заполнить было интересно и еще информация как можно больше осталась в голове у ребенка.

    Поэтому приходится самой потратить времени и составить уже готовую таблицу, но таким образом, что все колонки и графы в ней перемешаны. Задача ученика – разрезать и сложить так, чтобы таблица стала верной, то есть описание какого-либо объекта стало соответствовать действительности.

    Ассоциации.

    Можно запоминать, применяя другие виды опор, например, ассоциации. Ассоциации -лучший метод запоминания географической информации. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы) например, при изучении координат. Дети всегда путают широту и долготу. Два слова нам в помощь – кСЮШа и ЗаВоД.   И становится понятно, что широта может быть северной и южной, а значит, измеряется от экватора, а долгота – западная и восточная, измеряется от нулевого меридиана.На что похожи полуострова Евразии? Предлагаю каждому придумать ассоциацию. А вот детские примеры: Скандинавский полуостров – «тигр», полуостров Индокитай – «голова черепахи»,  Аравийский полуостров – «валенок», Камчатка – «лопатка» и др.).  Еще ассоциация для запоминания рек: "Красавец Енисей идет между двумя девицами - Обью и Леной". Или например, чтобы запомнить столицы государства: Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу)

    Эти методы и приемы будут продемонстрированы на уроке.

    Но также я использую: Сигнальные загадки, ребусы - это тоже один из увлекательных видов работы, дети воспринимают их как развлечение, потому что это все-таки загадка.

    Сигнальные загадки могут быть составлены по какому-то фрагменту текста, но могут объединять несколько частей текста, также могут являться определением понятия или служить выводом. Дети сами с удовольствием участвуют в создании загадки и ребусов к уроку. 

    Цепочки рассуждений.

    Это - установление причинно - следственных связей.  Их мы находим в процессе изучения материала, чтения текста, выделяя в блоке информации части, связанные между собой причинно-следственными связями. Применение цепочек рассуждений носят универсальный характер, так как они с незначительными изменениями встречаются при изучении различных тем. Можно заметить, что при построении опорных схем объем смысловой информации остается тем же, но более совершенное символическое обозначение позволяет быстро детям запомнить материал.

    Интеллект-карты состоят из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. От центрального понятия отходят ветки первого уровня и пишутся слова, раскрывающие центральную идею. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

    Кластер «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока.

     Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

    Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

    Так начиная изучать Гидросферу, по теме: Реки. Я предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают о реке. Вот, что получилось.

    По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

    Результатами систематической работы по использованию моей копилки у учащихся являются: стабильно хорошие результаты качества знаний; умение самостоятельно или с помощью учителя «сворачивать» и «разворачивать» информацию; умение давать полные доказательные ответы на выявление причинно-следственных связей; эффективность участия школьников в олимпиадах по предмету на разных уровнях. 

    Категория: Методическая мастерская | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 385 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]