Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 10:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Медиавизитка [7]
Урок [9]
Методическая мастерская [7]
Классный час [6]
Мастер-класс [7]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 27
    Гостей: 27
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2022 » Методическая мастерская

    Использование логико-смысловых моделей на уроках математики
    [ Скачать с сервера (38.5 Kb) ] 01.02.2022, 11:34

    Современная модернизация образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности».

    С одной стороны, По концепции ФГОС второго поколения к выпускникам школ предъявляют высокие требования — необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и, скорее всего, им не столько нужен объём полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в повседневной жизни.  Но с другой стороны, на сегодняшний день ученик, в основном, заинтересован только в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учёбе, и в жизни. С одной стороны, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности, но с другой стороны Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модернизации образования, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. 

    Перед учителем встает вопрос «Как достичь осмысления большого объёма учебного материала, обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной перенасыщенности?»

    Поиск ответа на этот вопрос привёл меня  к технологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) представления и анализа знаний, предложенной профессором Валерием Эмануиловичем  Штейнбергом.

    Цель моей работы -   разработка системного подхода к повышению качества знаний обучающихся через применение логико-смысловых моделей .

    В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи:

    1. Разработка, апробация и внедрение логико-смысловых моделей в обучение  математике.
    2. Анализ эффективности применения логико-смысловых моделей в обучении.
    3.  Создание методических материалов по использованию логико-смысловых моделей в обучении.

    Ценность технологии в том, что она не только повышает эффективность освоения учебного материала, но и является инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей. В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности.

    Проектирование логико-смысловых моделей можно использовать на уроках любого типа: и усвоения нового материала, и обобщения пройденного, причём на всех этапах урока.

    Основным достоинством моделирования является организация и систематизация основного учебного материала.

    На первом уроке строится каркас модели, чтобы ученики могли видеть весь материал, который предстоит изучить в целом. Заполняется первая координата, где фиксируются все моменты, на которые необходимо обратить внимание при изучении темы. На последующих уроках каждый из узелков будет рассмотрен по отдельности и во взаимосвязи с предыдущими понятиями. Чтобы закрепить понятия, выполняются практические задания.

    Таким образом, в ходе уроков учителем и учащимися создаётся логико-смысловая модель, позволяющая на начальном этапе изучения увидеть  весь материал в перспективе, а на завершающем – обобщить и закрепить все знания, получив опорный конспект темы.

    На своих уроках я использую   логико-смысловые  модели:

    «Арифметические действия»

    «Обыкновенные дроби»

    «Квадратные уравнения»

    «Треугольник»

    «Параллелограмм»

    «Прямоугольник»

    Предлагаю свой опыт работы с некоторыми из них

    1.Модель «Арифметические действия»  играет роль мини-справочника. Учащиеся при составлении модели верно обозначили четыре арифметических действия (сложение, вычитание,  умножение и деление), а вот возведение в степень и извлечение корня как арифметические действия не обозначали. При вычислительной работе учащиеся постоянно пользуются ЛСМ «Арифметические действия».  

    Тема «Квадратные уравнения». В начале урока перед учениками ставятся следующие задачи: повторить и обобщить теоретические вопросы, составить логико-смысловую модель, которая в дальнейшем будет использоваться как мини-справочник, выполнить задания, рассмотреть несколько задач повышенной сложности.

    Многомерное моделирование  позволяет создать образ-модель в свернутой форме, которая дополняется комментариями в текстовой форме;

    Усиливается научно-познавательный потенциал учебного предмета:

    • к описательному уровню изложения учебного материала добавляется объяснительный;
    • добавляются межпредметные связи (по требованиям ФГОС: «каждый учитель-предметник становится метапредметником );

    ЛСМ   удобны– наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме  , способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися,   дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Логико-смысловые модели отражают межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ и для учителя и для ученика подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

     

    Литература:

    1. Г.Валькова, A. Зайнуллина, В. Штейнберг  «Дидактическая многомерная технология – логико-смысловое  моделирование».
    2. Е. Н. Куликова «Моделирование логико-смысловое»
    3. Т. И. Фисенко «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» пособие для учителя Хабаровск 2012г.
    4. Я. И. Груденов «Совершенствование методики работы учителя математики» М. «Просвещение» 1999г.
    5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактических и       методических усовершенствований УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.–288 с.
    6. Кулак Д. В. Неудахина Н. А. «Применение логико-смысловых моделей в обучении»
    Категория: Методическая мастерская | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 240 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]