Современная модернизация образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности».
С одной стороны, По концепции ФГОС второго поколения к выпускникам школ предъявляют высокие требования — необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и, скорее всего, им не столько нужен объём полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в повседневной жизни. Но с другой стороны, на сегодняшний день ученик, в основном, заинтересован только в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учёбе, и в жизни. С одной стороны, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности, но с другой стороны Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модернизации образования, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление.
Перед учителем встает вопрос «Как достичь осмысления большого объёма учебного материала, обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной перенасыщенности?»
Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к технологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) представления и анализа знаний, предложенной профессором Валерием Эмануиловичем Штейнбергом.
Цель моей работы - разработка системного подхода к повышению качества знаний обучающихся через применение логико-смысловых моделей .
В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи:
- Разработка, апробация и внедрение логико-смысловых моделей в обучение математике.
- Анализ эффективности применения логико-смысловых моделей в обучении.
- Создание методических материалов по использованию логико-смысловых моделей в обучении.
Ценность технологии в том, что она не только повышает эффективность освоения учебного материала, но и является инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей. В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности.
Проектирование логико-смысловых моделей можно использовать на уроках любого типа: и усвоения нового материала, и обобщения пройденного, причём на всех этапах урока.
Основным достоинством моделирования является организация и систематизация основного учебного материала.
На первом уроке строится каркас модели, чтобы ученики могли видеть весь материал, который предстоит изучить в целом. Заполняется первая координата, где фиксируются все моменты, на которые необходимо обратить внимание при изучении темы. На последующих уроках каждый из узелков будет рассмотрен по отдельности и во взаимосвязи с предыдущими понятиями. Чтобы закрепить понятия, выполняются практические задания.
Таким образом, в ходе уроков учителем и учащимися создаётся логико-смысловая модель, позволяющая на начальном этапе изучения увидеть весь материал в перспективе, а на завершающем – обобщить и закрепить все знания, получив опорный конспект темы.
На своих уроках я использую логико-смысловые модели:
«Арифметические действия»
«Обыкновенные дроби»
«Квадратные уравнения»
«Треугольник»
«Параллелограмм»
«Прямоугольник»
Предлагаю свой опыт работы с некоторыми из них
1.Модель «Арифметические действия» играет роль мини-справочника. Учащиеся при составлении модели верно обозначили четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление), а вот возведение в степень и извлечение корня как арифметические действия не обозначали. При вычислительной работе учащиеся постоянно пользуются ЛСМ «Арифметические действия».
Тема «Квадратные уравнения». В начале урока перед учениками ставятся следующие задачи: повторить и обобщить теоретические вопросы, составить логико-смысловую модель, которая в дальнейшем будет использоваться как мини-справочник, выполнить задания, рассмотреть несколько задач повышенной сложности.
Многомерное моделирование позволяет создать образ-модель в свернутой форме, которая дополняется комментариями в текстовой форме;
Усиливается научно-познавательный потенциал учебного предмета:
- к описательному уровню изложения учебного материала добавляется объяснительный;
- добавляются межпредметные связи (по требованиям ФГОС: «каждый учитель-предметник становится метапредметником );
ЛСМ удобны– наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме , способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Логико-смысловые модели отражают межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ и для учителя и для ученика подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.
Литература:
- Г.Валькова, A. Зайнуллина, В. Штейнберг «Дидактическая многомерная технология – логико-смысловое моделирование».
- Е. Н. Куликова «Моделирование логико-смысловое»
- Т. И. Фисенко «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» пособие для учителя Хабаровск 2012г.
- Я. И. Груденов «Совершенствование методики работы учителя математики» М. «Просвещение» 1999г.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактических и методических усовершенствований УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.–288 с.
- Кулак Д. В. Неудахина Н. А. «Применение логико-смысловых моделей в обучении»
|