Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Медиавизитка [7]
Урок [9]
Методическая мастерская [7]
Классный час [6]
Мастер-класс [7]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 24
    Гостей: 24
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2022 » Мастер-класс

    А вы ноктюрн сыграть могли бы?
    [ Скачать с сервера (19.3 Kb) ] 03.02.2022, 10:19

    Звучит музыкальная заставка (Людвиг Ван Бетховен «Алегретто»)

    Доброе утро, коллеги! Я рада пригласить вас в мир удивительных превращений и открытий, в мир необыкновенных научных историй, то есть в мир физики.

    НА ЭКРАНЕ ВИДЕОРОЛИК (ВИДЕО ИДЕТ БЕЗ ЗВУКА)

    Посмотрите на экран, как вы думаете, о чем хочет рассказать нам герой этого видеоролика? (СЛУШАЕТ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ)  

    Можем ли мы сейчас точно сказать, что происходит на экране? А чего нам для этого не хватает?  Верно, здесь нет звука!

    Тончайший звук, откуда ты со мной?

     Ты создан птицей? Женщиной? Струной?

    Быть может, солнцем? Или тишиной?

    В одном из своих произведений спрашивал с восхищением Константин Бальмонт, и ведь действительно, «Звук» – одна из самых интересных тем физики, которая изучает свойства и возможности звуковых волн.

    И моя задача, как учителя, рассказать об этом уникальном явлении так, чтобы ни у одного ученика не осталось ни одного вопроса! Как это сделать? Возможно вот так!

    Послушайте, вы слышите эти звуки, что это? (слышны звуки моря, переливают воду из стакана в стакан, мнут бумагу, звонит телефон, ломается ветка, поет птица. ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК?).

    А как вы догадались, ведь эти предметы не были видны? (ответы) Правильно, вы слышали и представляли в своем воображении тот или иной предмет. Значит звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть.

    А хотите, узнать, как мы слышим звуки? Я приглашаю вас в Академию занимательных наук. Подойдите ко мне, возьмите камень и аккуратно бросьте в таз с водой. Что вы видите? Расходятся круги, будто волны по воде.

    Вот тоже самое происходит со звуком в воздухе, только звуковая волна, как и воздух невидимы.  Вы хотите увидеть звук?

    Эксперимент 1 «Увидеть звук»

    Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент нам даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

    Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

    Осторожно отрежьте горлышко шарика.

    Накройте шариком верх стакана. Натяните его, как тугую кожу на барабане.

    Скотчем приклейте шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

    Поставьте стакан на стол и насыпьте несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

    Наклонитесь к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко скажите: «М-м-м-м!». Попробуйте произнести это низким голосом и высоким голосом.

    Что вы видите? Какой вывод мы можем сделать?

    Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким - то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

     

     

    Мы «увидели» звук, а хотите его почувствовать?

    Эксперимент 2 «Почувствуй звук»

    Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук. А с помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать с помощью обычного листа бумаги.

    Материал: лист бумаги.

    Лист бумаги сверните в трубочку.

    Произнесите громко звук: «А-а-а-а», затем звук произнести тише.

    Какой вывод мы можем сделать?

    Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

    А еще я хочу вам сообщить, что звук «А», который мы сейчас использовали в эксперименте, – самый распространённый в мире звук! Не с него ли начинается жизнь ребенка, не он ли передает тысячи эмоций человека!

    У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять.

    Черт шутя справился с этим и забрал себе души обоих путников.

    Остался третий путник... Он свистнул и сказал: «Пришей к этому пуговицу!» – и черт был побежден».

    Скажите, что же помогло третьему путнику победить злую силу? Верно, знание такой физической величины как «звук»! Ведь, действительно, к звуку пуговицу не пришьешь!

    Посмотрите, что у меня в руках (держит камертон)? Камертон – эталон высоты звука, который используется для настройки инструмента и голоса. Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.

    Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.

    А знаете ли вы, что звук может превращаться в свет. Такое явление называется «сонолюминесценция». Возникает, если в воду опустить резонатор, создающий сферическую ультразвуковую волну. В фазе разрежения волны из - за очень низкого давления возникает кавитационный пузырёк, который некоторое время растёт, а затем в фазе сжатия быстро схлопывается. И в этот момент в центре пузырька возникает голубой свет. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Порой мы так устаем от громких звуков и так хотим тишины! Но доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина? Ученые установили: абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц. Какой же вывод мы можем сделать? Звук – это основа жизни, это ее музыкальное сопровождение.

    И еще один невероятный факт о звуке: глухие все же могут слышать. Один только пример этого: знаменитый композитор Бетховен, как известно, был глухим, однако мог создавать великие произведения. Каким образом? Он слушал… зубами! Композитор приставлял к роялю конец трости, а другой конец зажимал в зубах – так звук доходил до внутреннего уха, которое у композитора было абсолютно здоровым, в отличие от уха внешнего. ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА БЕТХОВЕНА

    Как вы думаете, можно ли запечатлеть звук на холсте?

    В наши дни появилось такое направление в живописи как VoiceArt – это своего рода портрет звука, голоса или слова в стиле авангард или модерн - арт.

    Голос каждого человека имеет свой неповторимый оттенок и тембр, различается по диапазону звуков, частоте и тону, тем самым можно сказать, что, как и отпечатки пальцев или ДНК, голос каждого человека уникален.

    Наведите на QR – код камеру своего телефона, и вы сможете услышать, что запечатлено на этой картине.

    ЗВУЧИТ ЗАПИСАННАЯ ФРАЗА

    С VoiceArt у каждого человека есть возможность запечатлеть сказанные слова или любые звуки на холсте и прослушать удивительное и оригинальное звуковое послание в любое время. Такая картина может запечатлеть любимую цитату, песню, фразу или жизненное кредо, на долгие годы сохранить дорогие сердцу звуки и жизненные моменты.

    И я хочу эту картину передать руководителю клуба «Учитель года» Аминат Курбоновне, пусть она станет звуковой картиной, которая будет сопровождать всех конкурсантов на пути к успеху.

    ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИНЫ

    И завершая разговор, я хочу сказать, что как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников. Я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса прочных знаний, которые они должны уметь применять на практике. И именно вот так от урока к уроку мы проходим путь познания через опыты и эксперименты, мои ученики уже точно знают, что, идя на урок, они не столкнутся со сложными вопросами, нерешаемыми задачами, потому что всё, что осваивается через практику приносит радость. Если вы хотите, чтобы ваши ученики любили ваш предмет – дайте им возможность не боятся его.

    А я хочу вернутся к видеоролику, который был в начале: что же хотел сказать нам его герой. Вспомните ваши предположения! Итак, мы включаем его величество звук и слышим…

    В ВИДЕОРОЛИКЕ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

    Я тоже, как и вы, люблю жизнь, радуюсь каждому дню и благодарю ее за то, что жизнь дала нам возможность слышать, видеть и чувствовать.

    Спасибо за внимание.

    Категория: Мастер-класс | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 152 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]