Информационный поток современного мира поражает, скорость обновления знаний человека невероятна: в настоящее время цикл обновления научной картины мира составляет 3–5 лет и продолжает уменьшаться, прогнозируют сокращение до 1-2 лет в самом ближайшем будущем!
Учебники, справочники, курсы повышения квалификации помогают получить информацию, но сегодня важно ее не просто получать, а быстро внедрять в практику!
Когнитивная деятельность человека становится самым важным фактором экономического роста и развития социума, определяет престиж и место государства в современном мире.
- совершенно не случайно образование ставит перед собой качественно иную, по сравнению с прошлым, классическим вариантом, цель: выпускать в жизнь человека не только обученного, но в первую очередь способного самостоятельно учиться в течение всей последующей жизни. Не информационный багаж важен будущему, а деятельностные качества, определяемые набором сформированных компетенций.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет три типа результатов освоения основной образовательной программы : личностные, метапредметные и предметные.
В своей работе основное внимание я уделю метапредметным и предметным результатам, когнитивным навыкам.
В аналитической справке ФИПИ по итогам ЕГЭ по русскому языку и литературе за 2018-2019 учебный год четко сформулированы направления работы в школах:
«…учителям русского языка и литературы рекомендуется обратить внимание на необходимость целостности в обеспечении единства когнитивного, эмоционально-ценностного и личностного развития учеников на основе всех системных компонентов, предусмотренных в курсе русского языка. «Натаскивание» на экзамен не позволит в должной мере систематизировать знания, развить личность ученика и решить его проблемы».
Таким образом, на уроках русского языка и литературы важно с самого раннего возраста развивать у учащихся навыки организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Нужно научить ребенка преобразовывать полученные знания в навыки, в умение применять их на практике, создавать проекты.
Остановимся на некоторых когнитивных приёмах, одновременно развивающих оба вида компетенций.
Когнитивистика (от лат. cognition – познание) – сравнительно молодая наука. Однако значение её трудно переоценить: изучая мышление человека в целом, она конкретизирует и структурирует объект исследования в отдельных своих составляющих – когнитивной психологии, когнитивной лингвистике, эпистемологии (теории познания) и даже теории искусственного интеллекта.
Мы остановимся лишь на теории познания.
Анализируя особенности познавательных процессов, когнитивистика оперирует известными в образовательной сфере категориями внимания, памяти, логического мышления, представления информации.
Познавательные процессы рассматриваются в аналогии с этапами преобразования информации в вычислительном устройстве: ввод, хранение, вывод.
Большая роль отводится и важности обучения детей, и самостоятельности поиска знаний. Выдающийся психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» отмечал: «…Обучение является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребёнка, в том числе и развития его понятий, … высшие по типу научные понятия могут возникнуть в голове ребёнка не иначе, как из существовавших прежде более низких и элементарных типов обобщения, а никак не могут быть внесены в сознание ребёнка извне».
Сущность когнитивных приёмов определяется как способ решения частных учебных задач через актуализацию познавательных процессов.
К наиболее часто встречающимся в практике школьного образования когнитивным приёмам можно отнести такие, как выполнение логических операций, заданий типа:
-Исключить лишнее.
-Найти общее.
-Найти аналогии.
-Найти ошибку.
-Составить текст, расположив информацию в правильном порядке.
-Составить текст, вставив необходимые элементы.
-Составить план (простой/развёрнутый) предложенного материала.
-Составить интеллект-карту/карту понятий/ граф-схему.
Как показывает практика, подобные задания не только развивают предметные и метапредметные компетенции, но и формируют устойчивую мотивацию к изучению русского языка.
В основе приёма структурирования и представления информации лежат логические закономерности, однако результатом действий обучающегося становится не выполнение определённой логической операции, а представление информации в виде законченного вербального или графического текста. К вербальным суждениям относятся тексты, полученные в результате расположения предложенной информации в правильном порядке или вставки необходимых элементов, а также планы.
Применение таких приёмов позволяет не только дать возможность обучающемуся получить новое знание или актуализировать известное, но и проверить его логическое мышление, активизировать его познавательную деятельность.
Например: составьте определение понятия «синонимы», используя предложенные слова из текста:
которые;
одинаковое;
различные;
это;
схожее;
звучанию;
лексическое значение;
написанию;
имеют;
слова.
В результате должно получиться следующее определение: «Синонимы – это различные по звучанию и написанию слова, которые имеют одинаковое или схожее лексическое значение». Стоит отметить, что данный вид работы предполагает разные виды дифференциации: задание можно усложнять, предлагая, например, только начальные формы слов, одновременно пропуская отдельные слова (служебные части речи, глаголы) или не определяя заранее понятие.
Например: составьте определение, используя предложенные слова из текста, и назовите определяемое понятие:
лексические значения;
противоположные;
различные;
слова;
звучание;
написание.
В итоге дети формулируют самостоятельно правило, получив результат через понимание, осознание: «Слова, различные по звучанию и написанию, которые имеют противоположные лексические значения, – антонимы». Вставка необходимых элементов – близкий к предыдущему, но не равный ему приём.
Очевидно, что в качестве упоминаемых примеров используются ключевые элементы: «Составьте определение слова омонимы, добавив необходимые для правильного понимания слова: Омонимы – это слова, … по значению, но … по звучанию и написанию».
Результат: «Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию».
Очень продуктивно задание «Составьте текст, расположив информацию
в правильном порядке». Методика составления такого задания проста: готовый небольшой текст (лучше использовать рассуждение) разбивается на отдельные предложения, которые предлагаются учащимся либо в хаотическом порядке, либо по алфавиту, а затем предлагается восстановить из этих предложений связный текст. Например:
1. Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады?
2. Опять – задыхающийся в пыли город?
3. Итак, пройдёт ночь, и отшумит дождь, отгремит гром.
4. Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остаётся только ждать и наблюдать.
5. И что дальше?
Полученный в результате логической обработки текст должен оказаться следующим:
«Итак, пройдёт ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остаётся только ждать и наблюдать».
Однако если мы говорим о параллельном формировании предметных и метапредметных компетенций, то учителю в этом случае следует не просто оценить логическую правильность/неправильность итогового текста (для учащихся, как правило, важнее всего, насколько верно они «попали» в исходный текст), а остановиться на языковом (лексическом, грамматическом, синтаксическом) выражении логических связей, на средствах связи предложений в тексте.
Графический текст (или визуально-графический) предполагает две части: изобразительную (доминирующую) и вербальную. При этом виды графических текстов: граф-схемы, карты понятий, интеллект-карты отличаются не только внешним видом, но и принципиальными подходами к составлению.
Например, граф-схема традиционно определяется как геометрический образ определённой цепи (сути понятия).
Карты понятий составляются на основе идеи структурной организации знаний, а интеллект-карты – на ассоциативных связях понятия.
Задания на составление графического текста уже прочно закрепились в сегодняшней школе и позволяют структурировать информацию, одновременно актуализируя графические и вербальные стороны.
Современная школьная практика показывает, что все вышеуказанные приёмы позволяют одновременно развивать как метапредметные, так и предметные компетенции, активизируя познавательную активность обучающихся как при индивидуальной, так и при групповой работе.
Список литературы
- Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения
- Бершадский М.Е. Некоторые проблемы проектирования учебного процесса в алгоритмических технологиях
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Консультации: инструменты мониторинга // Педагогические технологии.
- Бершадский М.Е. Комплекс образовательных технологий современной школы как инструмент повышения качества общего образования – М: СГА, 2009
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Издательство – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
- Карпенко, М. П. Когномика / М. П. Карпенко. – М.: СГА, 2009.
- kco-kras.ru/wp-content/uploads/2012/
- bershadskiy.ru/
|