Прошу обратить внимание на осколки этой вазы. Вам это ничего не напоминает?
У меня осколки этой некогда красивой вазы ассоциируются с информацией, которую дети хранят в своей памяти – что-то услышали, что-то запомнили, что-то посмотрели, что-то прочитали…
Значительная часть современных школьников не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть изучаемой проблемы, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками. Современный ребенок предпочитает видеть уже готовую информацию, а не добывать её самостоятельно через собственные познавательные процессы.
Информация как приоритетная ценность оказывает значительное влияние на мышление, культуру, ценностные ориентации социума. К примеру, визуализация информации оказывает влияние на формирование нового типа мышления: в настоящее время в когнитивной психологии введен термин «клиповое мышление», который произошел от английского слова clip — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма
Общепринятого определения понятия «клиповое мышление» пока еще нет, однако, на основе исследований ученых в области когнитивного, можно сформулировать следующее: клиповое мышление – это новый способ получения и усвоения информации, не в форме печатного текста, как получали ее люди прошлых поколений, а в виде картинок, отрывков, не связанных между собой фактов, которые словно в калейдоскопе сменяют друг друга.
И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.
Как и у каждого явления, у феномена клипового мышления есть свои плюсы и минусы. К его положительным сторонам можно отнести развитие быстроты реакции
и способности решать несколько задач одновременно; мозг защищается от перегрузки информацией; человек стремится охватить как можно больше информации.
Такой тип мышления обладает и рядом минусов. Снижаются способности к анализу информации, концентрация внимания, эффективность обучения и усвоения знаний; усиливается подверженность чужому влиянию и манипуляциям; у человека снижается чувство сопереживания; упрощаются задачи и решения.
Как мы видим, минусов у этого типа мышления гораздо больше, нежели плюсов. Нужно ли категорически отрицать клиповое мышление и бороться с ним.
Вернемся обратно к нашей вазе. Какое желание у нас появляется, когда мы видим эти осколки? Скорее всего, желание взять веник, совок и убрать осколки. А какое чувство у нас возникает, когда мы утрачиваем красивую вещь? Возможно – чувство сожаления.
Но есть масса способов, с помощью которых можно восстановить вазу. Склеить её. Взять кусок глины и постараться вылепить новый сосуд, а затем начать наполнять его смыслами. Необходимо не убирать и замалчивать проблему, а искать эффективные пути её разрешения.
Заинтересовавшись проблемой клипового мышления, это явление тесно связано с таким когнитивным процессом как визуализация, я не стал эту проблему категорически отрицать, не стал искать пути борьбы с клиповым мышлением. Напротив мне пришла идея расширить плюсы клипового мышления и поставить его на службу современному образовательному процессу.
Гипотеза.
На мой взгляд, идея систематизации клипов учебного характера и визуализация информации, при грамотном их объединении, в процессе изучения исторических, социальных явлений способствует созданию целостности картины мира у школьника. По моему мнению, это сообразуется с метапредметным подходом в обучении, что актуально в свете ФГОС.
Я определил цели и задачи в этом направлении моей педагогической деятельности.
Цель:
Создание созидательной клиповой среды на уроках истории и обществознания.
Задачи:
1. Создать клиповую медиатеку для уроков истории во всех классах.
3. Разработать методическую форму приемов и методов для усвоения исторического материала на основе интерактивных клипов.
Как уже было мною отмечено, клиповое мышление базируется на визуальных образах.
Сама идея визуализировать учебную информацию не нова. Одним из первых такой способ разработал Виктор Федорович Шаталов автор технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
В настоящее время профессор Лаврентьев Геннадий Васильевич дает более емкое ее название: технология визуализации учебного материала. Российский психолог и педагог Вербицкий А. А. пишет: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий».
Разработанные мною методические приемы решения проблемы я разделил на два уровня.
Первый уровень – базовый (простой), второй – высокий (сложный). Эти приемы вы можете видеть на слайде (приемы не озвучиваются).
Рассмотрим некоторые приемы. Одним словом - начнем воссоздавать мою вазы.
Первый прием «Разгадай, собери, объясни» направлен на работу с терминами.
Данный прием мне подсказала популярная среди младших подростков компьютерная игра «Собери слово».
Рассмотрим этот прием на примере урока истории в 5 классе.
Как вы видите, на слайде представлены следующие элементы: набор букв тех слов которые необходимо разгадать и собрать. То, что буквы разного цвета не случайно, благодаря этому школьники могут определить количество слов, то есть каждое слово имеет свой цвет. Это подталкивает ребенка к анализу визуальной информации. Следующим важным элементом является поле, белые квадратики, где ученики собирают слово.
Слайд интерактивный. Здесь я применил скачкообразный макрос, то есть для того чтобы переместить букву на поле необходимо вначале щелкнуть по букве, а затем на белый квадратик, туда где эта буква должна находиться в слове.
Разгадать и собрать слово (термин) самый легкий и интересный момент данного задания. С эти заданием успешно справляются все без исключения. Ученики с разным уровнем подготовки с удовольствием его выполняют. Затем начинается этапа посложнее, необходимо не просто разгадать и собрать, но еще и объяснить значение слова, термина или понятия.
Общеизвестно, что основной смысловой единицей является слово. Данный прием позволяет ребенку усваивать исторические термины и расширять свой словарный запас.
Типы заданий могут быть разнообразными: анаграммы, крестословицы, разгадай слово по первой или последней букве и т. п.
Чаще всего этот методический прием я использую на стадиях актуализации или закрепления знаний на уроке при работе в парах. Понятно, что слова, термины и понятия должны соответствовать теме урока.
На секунду вернемся к нашей вазе. Вот у нас и появилась та основа, на которой мы и будем ее склеивать. И эта основа – СЛОВО.
На следящем слайде представлен пример того, как можно объединить два приема, «Интерактивная схема» и «Логическая цепочка» в рамках одного урока.
Изучая структуру древнеегипетского общества, я демонстрирую обучающимся интерактивную схему, при этом не объясняю им её подробно. Организовывая групповую работу, предлагаю ребятам следующие задания: опираясь на текст учебника или фрагмент исторического документа, а так же используя представленные на схеме слова и термины составить рассказ который поможет объяснить эту схему. В процессе данной работы ученики не только получают новые знания, но и вырабатывают умения работы с текстом информацией.
Вот у нас появился следующий фрагмент нашей вазы – ТЕКСТ.
Прием «Я – режиссёр».
На примере урока истории в 8 классе, «Отечественная война 1812 г.». Адаптация видеоматериала под конкретные условия (уровень подготовленности класса, степень усвоения программного материала и т. п.)
На основе текста и визуальных приемом мы учимся анализировать учебную информацию. Фрагмент вазы – АНАЛИЗ
«Интерактивный плакат».
На примере картины «Военный совет в Филях». Самостоятельная, творческая работа ученика.
Используя данный плакат, можно предложит различные задания. Например «К какому роду войск относился тот или иной офицер», «Какими войсковыми подразделениями командовал тот или иной офицер в ходе Бородинского сражения», «Титул офицера» и т. п.
Выполняя творческое задание обучающийся проводит работу по отбору необходимого материала осмысливает его. Фрагмент – ОСМЫСЛЕНИЕ
«Озвучиваем фильм».
На примере урока истории в 5 классе.
Перед выполнением задания обучающимся предлагается посмотреть небольшой видеоролик, без звукового сопровождения.
После просмотра классу задается вопрос: «Как выдумаете, чего не хватает в ролике?»
Затем ребятам предлагается выполнить задание, организовывается работа в парах. (работа в группах).
На выполнение задание отводится от 3-х до 5-и минут.
Используя материал учебника, необходимо вставить пропущенные фрагменты в тексте и таким образом составьте лист озвучки. Во фрагменте есть одна неточность (ошибка) найдите её. Составьте три вопроса к фрагменту.
После выполнения задания по два представителя от группы выходят к интерактивной доске (экрану) и озвучивают ролик после того как он будет запущен.
После просмотра классу задаются вопросы.
На занятиях внеурочной деятельности можно предложить ребятам записать текст на диктофон смартфона, а затем вставить аудио в видеоролик.
Такой вид работы помогает экономить время и учить распределять время (тайм-менеджмент).
Этот фрагмент соей вазы я назвал – ДЕЙСТВИЕ
Прием «Учебные фильмы – своими руками».
Скриншоты учебных фильмов созданных мною на основе литературных произведений, исторических документов, фрагментов текста учебника для организации работы на уроках истории.
В итоге мы получаем образовательный ПРОДУК.
Результативность представлена в виде инфографики (инфографика как один из методических приемов).
1. Качества знаний.
История: качество знаний – 80.6 (2016/2017)
Обществознание: качество знаний – 83,5 (2016/2017).
2. Призеры муниципальной олимпиады: 8 класса (история), 10 класс (экономика).
3. Призёр конкурса социальных сочинений (2016/2018 учебный год)
4. Призеры (II место) конкурса эмблемы образовательной системы Советского муниципального района (2017/2018 учебный год).
5. Победитель VI муниципального конкурса инновационных продуктов «Инновации будущего».
6. Устойчивый интерес к предмету.
7. Ежегодно, стабильно, значительная часть выпускников выбирает экзамен по обществознанию и истории.
6. Выпускники прошлых лет выбрали профессию учителя истории.
2002/2003 Тагирова Алина
2003/2004 Благодарный Вадим
2004/2005 Слепиковская Кристина, Авганова Наталья
2005/2006 Михайлов Евгений
2006/2007 Васильева Екатерина, Гангало Виталий
2008/2009 Коновалов Константин, Чиркун Алексей
2009/2010 Мережко Александр
7. Имею Почетную грамоту Министерства образования и науки Амурской области, 2015 год.
8. Публикации в педагогических СМИ (газета «История», 2004 г., приложение брошюра с разработкой урока, 2008 год).
Заключение (рефлексия).
Уважаемые коллеги, в конце своего выступления я хотел бы снова вернутся к некоторым слайдам моей презентации Слайды 3, 4, 19. Как вы думаете, почему?
Здесь так же скрыты те приемы, которые можно использовать на уроках.