Важнейшей тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, средства автоматизированного контроля знаний учащихся, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно - методические комплексы, обеспечивая условия расширения учебно-образовательного пространства.
Информатизация общества – неотъемлемая часть повседневной жизни. Современные дети уже не понимают, как можно жить без компьютера, интернета, мобильного телефона с разнообразными функциями. А большинство учителей помнят, как они без этого обходились, что создает некоторый разрыв поколений. Разумеется, любой учитель проведет урок, причем качественный и на высоком уровне, вооружившись только «мелом и доской», но это не удовлетворит потребности детей в наглядности, в формировании четких представлений об изучаемом предмете. Если учитель заинтересован в качестве знаний своих воспитанников, он обязан «подстраиваться» под их запросы и соответствовать требованиям времени.
Школьная математика – это содержательная общеразвивающая образовательная деятельность, дающая ученику богатую пищу для ума, связывающая его с общечеловеческой культурой, формирующая важные черты его деятельности, но она не должна быть предметом формальным, сухим и абстрактным.
Математическая компетентность в разных формах должна быть повышена во всех категориях населения и войти в профессиональные стандарты. Эту компетентность в обществе можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится небольшая группа профессионалов, включённых в создание ключевых элементов современной мировой математики, а в основании находится вся масса населения, для которой математическая грамотность является обязательным элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Слои этой пирамиды взаимно необходимы. Математика стала важным элементом национальной идеи России XXI века, основой инновационно -технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование фактически является предметом государственной программы, так как любое стратегическое направление развития страны требует высокого уровня математической поддержки и сопровождения.
Раннее приобщение к исследовательской, прикладной работе позволяет определить интерес к соответствующему профилю деятельности, сформировать желание и потребность заниматься интересующим делом. Поэтому одним из важнейших условий в изучении курса математики является создание математического образовательного пространства, дифференцированного и многоуровневого.
Основной задачей современной школы является оптимальное использование образовательного пространства с целью развития интеллектуальных и творческих способностей всех учеников. Образовательное пространство формируется и эффективно функционирует, если создаются условия для получения каждым учеником качественных знаний различных уровней образования, в зависимости от их индивидуальных потребностей, способностей и возможностей.
Образовательное пространство на уроках математики в первую очередь опирается на рабочую программу, составленную с учётом нормативных документов. Я на протяжении пяти лет работаю по авторской программе А. Г. Мордкович, программные учебники насыщены заданиями различного уровня. Теоретический материал в них изложен таким образом, чтобы преподаватель смог применять проблемный подход в обучении. С помощью системы обозначений выделяются упражнения четырех уровней сложности. В каждом параграфе сформулированы контрольные задания, исходя из того, что должны знать и уметь учащиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования. Следующий ресурс это «Рабочие тетради» автор Зубарева И. И., где даны игровые задания различного уровня сложности. Печатные издания «Самостоятельные работы» и «Тетради для контрольных работ» Зубаревой И. И., Лепешенковой И. П. позволяют осуществлять разноуровневый контроль. Следующий ресурс, который я применяю систематически «Единая коллекция ЦОРов», где почти к каждому параграфу создан ЦОР - объяснение, устный счёт в игровой форме, математический диктант или самостоятельная работа. После изучения разделов математики для закрепления и повторения используется ЦОР урок - игра.
Я в своей работе на разных этапах урока использую видеофильмы, флешанимацию, мультимедийные и интерактивные презентации, которые созданы ко всем темам курса математики основной и средней школы. Очень удобно работать с приложениями к рабочим программам, разработанными В. Г. Зыкиным (http://www.mathvaz.ru/portal/catalog.php).
Что касается специализированных компьютерных программ по математике, то хотелось бы выделить две: «Живая математика» и программная оболочка «Новый класс».
На уроках геометрии, особенно стереометрии, качественно сделанный чертеж, помогает «увидеть» решение задачи. Помощь виртуального конструктора «Живая математика» позволяет изменять чертеж (изменять размер, поворачивать и т. д.). Чертежи, сделанные вручную, никогда не будут точными, так из разверток многогранников редко получится склеить нужную фигуру, а с помощью виртуального конструктора такие неточности исчезают. С помощью встроенного измерителя дети могут самостоятельно выводить некоторые формулы, улавливая закономерности между величинами. Из скучного запоминания урок геометрии может превратиться в творческий процесс исследования.
С помощью программной оболочки «Новый класс» учитель математики может добиться другого эффекта: выработки устойчивого навыка воспроизведения различных алгоритмов. Программа позволяет создать для каждого ребенка свой вариант, соответствующий его способностям и образовательным потребностям. А процесс проверки не отнимет много времени у педагога (модуль «Методист» снабжен подробными решениями и ответами).
Также полезной частью использования информационных технологий является использование различных интерактивных тестов, позволяющих увеличить навыки самостоятельной работы школьника.
Информационная культура самого педагога – это первая часть в формировании культуры оформления работ учащихся.
В основе формирования образовательного математического пространства лежит технология проектной деятельности (авторы Р. Гузеев, Е. Полат).
В рамках создания математического пространства в системе урочной и внеурочной деятельности, направленной на популяризацию математического образования, мною был разработан проект «Многогранник знаний». Цель данного проекта: повышение качества математического образования посредством развития интереса учащихся через создание математического образовательного пространства, объединяющего урочную и внеурочную деятельность.
Основные направления работы:
-пропаганда и популяризация достижений мировой и отечественной науки для детей и родителей;
-реализация профильных и предпрофильных элективных курсов по различным направлениям;
-профессиональная ориентация учащихся на профессии инженерного профиля, включение родителей в профориентационную работу;
-внедрение современных технологий математического образования, основанных на системно - деятельностном подходе;
-активизация поисковой, исследовательской деятельности учащихся;
-проведение общешкольных праздников, игр, погружений в область математических знаний.
Для воплощения цели проекта решаю следующие задачи:
1)разработка и распространение методических конспектов по урочным и внеурочным мероприятиям, способствующим популяризации математического образования;
2)организация Клуба любителей математики «Открытие»;
3)включение всех групп учащихся на первом этапе реализации проекта.
Выделяю основные направления работы:
-пропаганда и популяризация достижений мировой и отечественной науки для детей и родителей;
-работа предметных клубов и кружков;
-обстоятельственное разъяснение родителям и учащимся не только сути идеи, но и преимуществ единого математического пространства в организации учебно -воспитательного процесса в целом.
В процессе организации работы, наблюдая за детьми, я заметила, что развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная деятельность относятся к тем детям, которых при определённых условиях можно назвать одарёнными. Таких детей оказалось чуть более 20 %, остальные - очень способные или просто способные к креативной деятельности в интеллектуальной сфере. Таким образом, мы получили дополнительную возможность выявлять способности учащихся, а так же активизировать мотивацию к изучению математики.
Запуск проекта происходил в октябре, в середине первой четверти, когда уже закончена адаптация учащихся после продолжительных летних каникул. Учителя (участники проекта) объявили о начале работы и дали задание подготовить по выбору ребят: презентацию, мастер - класс, опыты, доклад, разработку системы заданий для соревнования, лекцию.
Поясним, что имеется в виду:
1)Презентация - электронное оформление, сделанное самостоятельно, сопровождение выступления по выбранной учеником теме.
2)Мастер - класс - практическое выполнение всеми детьми в аудитории какого -либо представленного докладчиками - учениками математического объекта.
3)Разработка системы заданий - подбор задач и оформление для проведения математической карусели, математического боя и т. д.
4)Доклад - краткое (до 15 минут) информационное выступление по самостоятельно выбранной предметной теме за рамками учебной программы.
5)Лекция - выступление с сообщением по выбранной учеником теме (из предложенных учителем) в рамках учебной программы.
Самое важное здесь - самостоятельность учащихся, что повышает интерес, мотивацию в изучении предмета и ответственность за свою работу.
Описанный способ организации математического пространства в школе пользуется успехом у учащихся, а также приветствуется родителями. В процессе практической реализации проекта происходят необходимые коррективы, дополнения и вариации.
Ожидаемые результаты:
гибкое изменение системы преподавания математики, которое сделает изучение данных предметов привлекательным для изучения, в том числе на профильном уровне. Как следствие - создание необходимого математического пространства, решение всех поставленных выше задач.
Методы оценки результативности:
1)Наблюдение и анализ итогов работы школы (выбор элективных курсов, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, НПК, внеурочных мероприятиях).
2)Тестирование (мотивация учебной деятельности, профориентация).
3)Контрольные работы.
4)Анкетирование (рейтинг предметов, предварительный выбор профиля).
5)Педагогическая и ученическая рефлексия (удовлетворённость результатами участия во внеурочной деятельности, формирование универсальных учебных действий).
6)Успешные результаты в ЕГЭ.
Подводя итог, я могу сказать, что технология проектной деятельности позволяет отойти от авторитарности в обучении и ориентирована на самостоятельную работу учащихся. С помощью этой технологии учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Данная технология позволяет активно вовлечь учащихся в процесс поиска необходимой информации, актуализации знаний через их применение на практике.
Использование технологии проектной деятельности учащихся позволяет:
-развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
-совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность учащихся;
-создавать устойчивые установки на активное восприятие информации;
-стимулировать инициативу и рост творческих возможностей.
Проектная технология является не заменой, а хорошим и действенным дополнением к классно - урочной системе учебы. Математика — наука, в которой эксперимент, исследование, практическая работа, является неотъемлемыми частями процесса учебы.
Математика дает широкое пространство для активизации познавательной деятельности учеников.
Как измерить расстояние до недоступного предмета?
Как измерять движение поезда, находясь в нем?
Как определить высоту горы из окна автомобиля?
С какой скоростью двигаться наиболее выгодно экономически?
Эти и многие другие вопросы могут стать началом для проектной деятельности учеников.
С одной стороны, от учеников можно ожидать правильного и аккуратного решения задач по готовому алгоритму, а с другой — предложить детям самостоятельно выучить тему и составить условия задач к ней. Задачи и будут продуктом проекта.
Создание собственных, авторских алгоритмов для решения задач (пусть и не таких красивых и элегантных, как те, что нам, учителям, хорошо известны) можно также рассматривать как ученический проект.
Целесообразно, по моему мнению, использовать метод проектов во время изучения тем, которые имеют достаточно очевидное практическое приложение в жизни: графика, показательные функции, производные, вычисление объемов, площадей. В этом случае в начале изучения темы необходимо поставить перед учениками вопрос: для чего нужно изучать эти понятия, где и как они применяются, и предложить участие в проекте.
Например, проект в 5 классе (можно назвать «Уютная комната»).
Как, имея определенное количество денег, наилучшим образом обустроить свою комнату: сделать ремонт, переклеить обои, а возможно, перестлать пол? При этом необходимо самостоятельно получить информацию о том, «что - почему». Продуктом будем считать дизайнерский проект, с чертежами (в масштабе), с оконными отверстиями в форме прямоугольника.
В конце четверти, семестра всегда есть несколько часов, какие мы, как правило, используем для коррекции знаний учеников, а можно использовать их для защиты проектов, которые дети готовят заблаговременно. И тогда тематика проектов может быть самой разнообразной.
Можно использовать проектную технологию для распространения кругозора, углубления знаний, по теме. Например, для изучения методов решения уравнений, неравенств с параметрами, модулями. На изучение подобных тем всегда мало времени на уроках, а используя проектную технологию, можно предложить эти темы для самостоятельного изучения.
Еще одним из направлений проектной технологии является внеклассная работа. Например, во время проведения недели математики. В этом случае мы можем предлагать ученикам самые разнообразные исследовательские проекты, которые не связаны ни тематикой, ни сроками.
Поле деятельности достаточно широкое, нужно только немножко пофантазировать. Безусловно, в каждом творческом деле, прежде всего, необходимо желание и, конечно же, знание, а опыт придет. Прежде чем приступить к выполнению проекта, мы должны взвесить все плюсы и минусы и решить для себя: или вовсе не начинать его, или быть готовым к трудностям.
Метод проектов, как и каждое дело, имеет свои позитивные и негативные стороны, другими словами - трудности. Метод проектов разрушает школьную рутину, усиливает заинтересованность, энтузиазм — это плюс, но поскольку этот метод нетрадиционен, нов, — его еще необходимо освоить, выучить, потратить на это много времени и сил — это уже минус.
Развивает умение сотрудничества, обнаруживает лидера — это плюс, но учителю иногда психологически трудно сохранить позицию консультанта. Дает возможность связать знание с реальной жизнью — с одной стороны, а с другой — возможны перекосы в учебной программе, поскольку в учебный проект невозможно втиснуть все необходимые знания.
Усиливает мотивацию учебной деятельности — это плюс, но педагоги часто не учитывают, какие реальные проблемы действительно актуальны для детей сегодня. Формирует умение проектировать, исследовать, позволяет осуществить поисковую деятельность, приобрести жизненный опыт — это большой плюс, но для этого руководить проектом должен высококвалифицированный преподаватель (им становятся не сразу).
Можно еще перечислять много позитивных моментов, среди недостатков остается большой минус — невероятные затраты времени и усилий как со стороны учителя, так и учеников.
Но, невзирая ни на что, как показывает опыт, тот, кто хоть раз использовал метод проектов на практике, и в дальнейшем намеревается использовать его. Этот метод превращает учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Сегодня они еще дети, а завтра из них вырастут личности, руководители предприятий, государства. Если в них сформирована активная жизненная позиция, им до всего есть дело, они не остаются безразличными, — следовательно, мы не зря потратили свое время и были на своем месте в этой жизни.