Тема классного часа: «Если каждый человек сердцем улыбнется…»
Форма: классный час c элементами интелектуальной квест-игры
Класс: 3
Цель: Воспитание нравственных качеств: чуткости, отзывчивости, доброте, терпимости, сочувствию, сопереживанию.
1. Уточнить знания о понятии нравственных качеств «доброты», «отзывчивости», «бесстрашии», «бескорыстии», отзывчивости», «любви».
2. Развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям;
3. Пробудить у воспитанников желание совершать добрые дела и поступки;
4. Формировать у детей навыки самоанализа, рефлексии, саморегуляции своих действий, поступков и поведения.
5. создание дружного и сплоченного коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедиа – проектор, конверты с заданиями, сосуды с разноцветным песком, пустые сосуды.
Ход классного часа:
(Звучит музыка…, презентация – идут слайды…)
-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и пусть нам сегодня работается легко и интересно. Сегодня классный час проведу у вас я, зовут меня Зарнишан Рамазановна. А чему он будет посвящен вы скажите мне сами. Послушайте удивительную легенду.
(Учитель под красивую музыку сопровождаемую слайдами читает Легенду о Данко
М. Горький «Старуха Изергиль»)
-Жили на земле в старину одни люди. Это был весёлый, сильный и смелый народ. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились враги и прогнали их в глубь леса, в непроходимые болота. Отчаялись люди – нужно было уходить из этого леса. Позади были сильные и злые враги, впереди – непроходимый лес.
И нашелся среди них один — молодой красивый и смелый юноша по имени Данко. И повел он людей за собой, вселяя в них веру в спасение.
Дружно все пошли за ним. Трудный путь это был. Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали они осуждать Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то.
Но Данко любил людей и понимал, что без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь. И тогда он разорвал руками себе грудь и вынул из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце и освещая им путь. Устремились все за ним. Данко привел людей туда, где заканчивался лес. Увидев яркое солнце, быструю реку и широкую степь, Данко засмеялся. А потом упал и - умер.
Обсуждение
-Как вы считаете, о ком эта легенда? (о Данко…..)
-Что же он сделал (совершил подвиг, вынул сердце, повел за собой…)
-Какое сердце было у героя? (Яркое, большое, чистое…)
-Ребята, предположите, какой теме посвящен наш сегодняшний классный час? (о сердце)
- Вернемся к легенде…Какое сердце было у героя легенды Данко? (доброе, хорошее, красивое, горящее)
-А хотели бы вы иметь такое сердце как у Данко? (все)
-Если в сердце живет добро, оно будет открыто и другим чувствам. Сердце подобно источнику энергии, оно постоянно работает, чтобы человек двигался вперед. Подобно тому, как маленькие ручьи наполняют большие реки, наши сердца наполняются качествами, помогающими нам в жизни.
-Ребята, посмотрите, что у меня в ладони? (Учитель показывает сосуд в виде сердца?)
-Какое оно (пустое, прозрачное, стеклянное).
-Верно! А мы с вами должны наполнить его яркими красками человеческих качеств!
Каждый человек может наполнить свое сердце тем, чем пожелает. Давайте попробуем найти качества, которые нужны человеку для того чтобы наполнить своё сердце светом, подобно герою нашей сегодняшней легенды. А чтобы определить эти качества я предлагаю выполнить задания, которые проявят вашу смекалку, сплоченность и взаимопонимание.
-Это командные испытания. Перед каждой командой лежит конверт красного цвета. Команда выполняет задание, определяя качество человеческого сердца.
(В заранее приготовленных колбочках - песок разного цвета, символизирующий составляющую часть сердца человеческого, учитель предлагает детям наполнять свои сердца параллельно с учителем, сказав, что дети могут, если захотят, взять эту составляющую и в том количестве в каком желают)
Выполнение заданий в группах (по ходу выполнения задания учитель комментирует ответы)
- Ребята вы должны работать быстро, и дружно. На выполнение заданий вам отводится 1-2 минуты.
Карточки-задания
1 Собери пазл (любовь) (Учитель предоставляет слово 1 команде, вкручивая шестеренку)
- А теперь давайте наполнить свои сосуды, символизирующие сердце добротой. Песочек какого цвета вы возмете?
2 Найди слово в цепочке тмоанкисотзывчивостьбмопнеив (отзывчивость) (Учитель предоставляет слово 2 команде, вкручивая шестеренку)
3 При помощи зеркала, прочитай полученное слово (бесстрашие) (Учитель предоставляет слово 3 команде, вкручивая шестеренку)
-Молодцы, ребята, я рада, что вы очень быстро выполнили задания, это значит что вы действительно дружная, сплоченная команда!
Чтобы перейти к следующим заданиям давайте немного разомнемся!
(дети выходят в круг и выполняют движения под музыку)
- Но наше сердце еще не наполнилось, а значит, нам нужно выполнить еще задания.
Карточки-задания
-Возьмите конверты синего цвета, там задания.
1. Разгадай кроссворд ( ключевое слово - доброта). (Учитель предоставляет слово 1 команде, вкручивая шестеренку) (Дети называют отгаданное качество и наполняют сосуд песком)
2. Собери слово разбитое на слоги (Учитель предоставляет слово 2 команде, вкручивая шестеренку) (Дети называют отгаданное качество и наполняют сосуд песком)
3. Разгадай ребус (бескорыстие). (Учитель предоставляет слово 3 команде, вкручивая шестеренку) (Дети называют отгаданное качество и наполняют сосуд песком)
- Мы с вами использовали не все цвета, у меня остался еще один цвет – черный. Посмотрите какой он темный, мрачный. Какое качество представляете вы глядя на черный цвет? (ненависть, злость, жадность, эгоизм…) Мне не нужен это цвет, не буду добавлять его в свой сосуд, а вы?
- Посмотрите какое яркое сердце получилось у нас! Покажите свои сердца. (показывают наполненные сосуды. Закрывают крышками). Их вы можете унести домой и подарить близкому человеку. А это большое сердце достанется, тому, кто в нем нуждается. Человек с таким сердцем сможет двигаться вперед, преодолевая преграды, вести за собой людей.
- Но так происходит не только в сказках, но и в нашей реальной жизни. Независимо от профессии, национальности, будь то взрослый человек или ребёнок, известный бизнесмен или скромный работник могут совершать такие поступки, которые помогают другим людям жить на этом свете. Можно привести множество примеров таких людей, я скажу лишь о нескольких:
1. В.В. Путин – президент РФ, наш миротворец, который пытается наладить мир во всем мире, он горой стоит за Россию, за ее интересы, он все сделал, чтобы не только вернуть былое величие, но и приумножить его.
2. «Доктор Лиза» Елизавета Петровна Глинка – врач-реаниматолог, которая оказывала помощь людям, проживающим на территории Украины, вывозила раненых, рискуя своей жизнью. В очередной раз она сопровождала самолет с лекарствами для раненых в Сирии и погибла. Но дело её и сейчас продолжается.
3. Чулпан Хаматова - российская актриса, создавшая благотворительный фонд «Подари Жизнь» для детей больных раком.
4. Павел Бондарев – ваш земляк и сверстник, учащийся школы села Новоантоновка. Павел в прошлом году вытащил на берег своего друга, который провалился под лед. Он проявил мужество и смелость.
5.Лео Бокерия известный кардиохирург, один из самых «сердечных врачей» в нашей стране. Самому маленькому пациенту Лео Бакерия было всего 2 часа, а самому взрослому – 93 года. Сердце – это же настоящий вечный двигатель, - говорит Лео Антонович.
-Как замечательно что есть такие люди, они подобно Данко ведут за собой освещая путь в темноту, неизвестность, помогая людям приобрести веру, забыть про страх и двигаться дальше по жизни!
Рефлексия
-Наш классный час подходит к завершению. Прослушайте музыку, и определите какая мелодия соответствует вашему настроению после нашего разговора. А теперь выберите подходящее сердечко. (дети прослушав музыку должны выбрать цифру от одного до трёх: 1-тревожная музыка, 2-спокойная, 3-веселая)
(Учитель предлагает детям встать и взяться за руки)
– Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце-
Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тотчас же вернется!
- Сегодня я всех вас, ребята, благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за активность и творческое отношение к работе.