Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий (не более 5 понятий)
|
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1.ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2.финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого спектра вариантов.
Актуальность программы развития финансовой грамотности школьников обусловлена изменениями в политической и экономической жизни страны, отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.
Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, школа должна создавать условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в рамках дополнительного образования в форме кружковой или внеурочной работы.
Рабочая программа составлена на основе Программы начального общего образования: финансовая грамотность 2-4 классы общеобразовательных организаций автора Ю.Н. Корлюговой. Срок реализации программы - 1 год. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-10 лет в сфере экономики семьи.
Новизной данной программы является практическая направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся начального уровня образования на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Практическая направленность курса выражена в интерактивной составляющей к каждому уроку, где в виде ссылок на ресурсы сети Интернет, подобраны конспекты уроков, ролевых игр, квестов, теоретические материалы или видеоролики по конкретной теме, которыми учителя могут воспользоваться для проведения занятий.
|
Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?
|
ЧТО?
Рабочая программа дополнительного образования в сфере денежных взаимоотношений «Финансовая грамотность» для учащихся 8 -10 лет (2 - 4 классы).
ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ?
Данная программа направлена на практическое обучение обучающихся начальной школы формированию финансовой грамотности. Отличительной особенностью программы является то, что он базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Цели продукта:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Данная программа поможет педагогам привить, а ученикам освоить и, применить в дальнейшем, основные финансовые привычки и правила.
ДЛЯ КОГО?
Курс ориентирован на учащихся 8-10 лет (2-4 класс) общеобразовательных организаций.
КАК?
Обучение проходит во внеурочное время – в рамках кружковой работы, с использованием теоретических и практических материалов.
|
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
|
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- - осознают себя как члена семьи, общества и государства;
- овладеют начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- разовьют самостоятельность и осознание личной ответственности за свои финансовые поступки;
- разовьют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
2. приобретут умения:
- правильно использовать экономические термины;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения;
- проведения элементарных финансовых расчётов.
3. приобретут компетенции:
- составления текстов в устной и письменной формах;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с данной программой. Однако понятно, что добиться поставленной цели можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы программы незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
|