Общее описание инновационного продукта
Изменчивость и динамичность современного мира, ускорение темпов развития, многообразие существующих в нем связей предъявляет новые требования к сфере образования. Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Если ранее перед учителем стояла задача дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, то современный учитель должен создать условия, вооружить его такими подходами, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Реализация драмогерменевтической технологии обеспечивает интерпретированное творческое преподавание, личностное усвоение и осмысление истории и обществознания, что обогащает методику преподавания в школе. Использование драмогерменевтики создает полихудожественную среду для более глубокого усвоения знаний и может иметь разовую форму применения и постоянную (например, школьный исторический театр).
Полихудожественная эстетическая среда, которую называем драмогерменевтической средой, соединяет в себе взаимодействие предмета и пространства, содержит достаточно широкий круг элементов, зависящих от назначений, приложения их к какой-либо деятельности (история, литература, театр, хореография).
Для достижения разнообразных задач изучения истории и обществознания использую методы драмогерменевтики (игры с готовыми правилами, сюжетно-ролевые, творческие, деловые, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованное представление, психодрама, социодрама, метод театральной импровизации и интеграции), которые способствуют раскрытию потенциала учащихся, обеспечивая включенность ребенка в процесс познания исторического прошлого.
Система методов и приемов драмогерменевтики предполагает:
- изменение характера познавательной деятельности (от репродуктивной до креативной);
- развитие степени самостоятельности (от полностью управляемой до самостоятельной деятельности);
- включение учащихся в развивающую систему исторических исследований (эвристической деятельности);
- формирование рефлексивной оценки учебной деятельности.
Реализация драмогерменевтической технологии обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся преимущественно эвристического, поискового творческого характера, способствует изменению характера взаимодействия учителя и ученика(ов) (позволяет поменять позицию ученика на субъект-субъектную) и уровней усвоения и понимания: от усвоения на основе ранее изученного и ощущений, «вдохновений» (озарений) исторических «образов», впечатлений передаваемых другими до личностного «переживания» исторических событий; осознания себя как субъекта исторического познания.
Драмогерменевтическая технология при обучении истории позволила не только повысить активность, но и обеспечила рост потребности в новом историческом знании и привела к активизации внеучебной работы по предмету.
С применением драмогерменевтической технологии, у учащихся появляется возможность усвоить весь материал на уроке. В групповой работе у каждого ученика есть возможность выразить своё мнение. У учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы.
Применение мной драмогерменевтической технологии на уроках – одно из условий стабильного качества знаний учащихся по истории.
Внедрение драмогерменевтической технологии - создает в школе новую образовательную среду: формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителя и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Полученные результаты в ходе реализации проекта – повышение мотивации и интереса у учащихся к предмету, творческой активности, стабильное качество знаний, создание образовательной среды «сотрудничества» - свидетельствуют об эффективности применения драмогерменевтической технологии, как на уроках, так и во внеурочной работе. |