Актуальность: В настоящее время подросткам очень важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. Важно помочь подросткам увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в ней, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперёд. Данная тема занятия актуальна потому, что в подростковом возрасте у обучающихся возрастает интерес к себе, к своим возможностям, способностям, подростки достаточно открыты к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Аудитория: 5 класс
Цель: профилактика суицидального поведения, формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Задачи:
- создание условий эмоционального комфорта;
- развитие речи;
- профилактика суицидального поведения без обозначения слова «суицид» в процессе занятия;
- развитие самосознания у подростков;
- повышение коммуникативных навыков и уверенности;
- актуализация жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;
- содействие групповому сплочению;
- развитие рефлексии.
Ожидаемый результат: подростки приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.
Структурные компоненты занятия:
1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.
2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.
3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.
Содержание занятия
Вводная часть – 15 минут
- «Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодняшнее занятие мы проведем вместе. Когда я шла к вам на встречу, я видела деревья, покрытые серебристым снегом, яркое солнце, мне встречались на пути приветливые люди. Всё это отразилось на моём радостном, лучезарном настроении. И образ моего настроения сегодня выглядит вот так, посмотрите, он похож на красивый зимний узор.
У каждого из вас сегодня своё настроение.
С помощью вот таких разноцветных проволочек, каждый, изобразите, образ своего настроения. Можете использовать все материалы, которые лежат у вас на столе бусинки, ленточки. (Музыка, до 4 минут).
Закончили?
Ребята, расскажите, как выглядит образ вашего настроения?
От чего зависит созданный вами образ? От ваших увлечений и интересов зависит?
А как?
На что похоже ваше настроение?
Давай немного пофантазируем, где живёт образ твоего настроения?
Каким образом он получает энергию, заряжается?
Какое его назначение?
Как образ твоего настроения сегодня похож на тебя в жизни?
(После рассказа детей)
«Человеческая жизнь насыщена множеством красок. И насколько хорошей получится эта картина жизни, зависит от желания, целей, убеждений и действий самого человека. Кто-то посвящает себя творчеству, а кто-то научной работе. Вы делаете первые самостоятельные шаги к обретению своего «места под солнцем». А что для вас означает выражение. Место под солнцем? (Ответы детей) Спасибо, ребята.
К этому вопросу и к образам вашего настроения мы вернемся в конце занятия.
- Ребята, а ещё у вас на столе лежат вот такие шарики. Посмотрите, на что похож шарик?
(Этот шарик похож на солнце?) (Ответ детей – солнышко). Да он похож на маленькое карманное солнышко.
Возьмите каждый, шарик в руки, зажмите между ладонями, покатайте вверх вниз, в одну сторону, потом в другую (Дети крутят шарик) Ребята, а кто – нибудь знает, что это за шарик? Кто- то видел такой? (Ответы детей). Это шарик-массажер Су-Джок. В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Разработал этот шарик Корейский профессор Пан Дже Ву. На кончиках пальцев и стоп расположены биологические точки, Пан Дже Ву доказал, что нажимая на эти точки, мы можем положительно воздействовать на наши органы.
Какое ощущение, ребята, появилось у вас в руках? (Ответы детей? Тепло, покалывание). А от чего еще мы в жизни получаем тепло? (Ответ детей – от солнышка)
Положите, пожалуйста, шарики на место.
Основная часть(20 мин)
Ребята посмотрите, у нас есть еще одно большое солнышко, но у него, что то не хватает, чтобы ярче сиять и дарить тепло. Чего именно? (Ответы детей) Верно лучиков.
Я предлагаю помочь нашему солнышку засиять. Пожалуйста, ребята, сделайте каждый по лучику при помощи вот таких гранул, цвет выберите сами. (Дети выполняют работу под музыку.) Молодцы ребята, приклейте свои лучики к солнышку. (Под музыку)
Засияло наше солнышко ярче? (Отвечают Да.)
Ребята, а еще у вас лежат на столе вот такие шарики. Скажите ребята, они похожи на солнышко? Что это за шарики, кто может сказать? (Дети отвечают). Правильно, это конструктор – липучка.
Представьте, что вы – конструкторы. Каждому из вас нужно создать своего робота, который был бы похож на вас. Придумайте, пожалуйста, ему имя, что у него лучше всего, получается делать, увлечения, которые могут помочь в дальнейшей в жизни. Какую пользу будет приносить ваш робот окружающим? Задание ребята у вас на столе. Время работы 10 минут. (Выписать на листочек.) (Работа детей под музыку)
Готовы? Ребята, пожалуйста, подойдите все ко мне, встаньте в полукруг. Какие у вас получились красивые работы и вам нужно представить их. Начну я.(Обучающиеся рассказывают про своего робота).
Посмотрите, насколько разнообразные у нас роботы. Как вы думаете, от чего зависит? (Ответы детей – от их увлечений).
Действительно, у каждого человека есть свои цели, интересы и увлечения. Они могут быть полезными не только для нас самих, но и для окружающих нас людей.
Разместите, пожалуйста, ваших роботов на доске, так как вы считаете нужным. (Обучающиеся приклеивают своих робот под солнцем).
Ребята, посмотрите, где же оказались наши роботы? (ответ детей – под солнцем)
(Около солнца или под солнцем, около лучиков.)
Ребята, ещё раз вернемся к вопросу, что значит выражение - Место под солнцем? (Ответы детей)
Т.е. место под солнцем — это место не только где можно согреться, отдохнуть, но и место где мы определяем своё будущее, свою профессию, возможность полноценного и полноправного существования. Спасибо ребята, присаживайтесь на свои места.
Заключительная часть (10 мин)
Ребята, давайте вернемся к образу нашего настроения, который мы создали вначале. Посмотрите ещё раз на этот образ, если вам хочется что – то изменить в этом образе сейчас, Пожалуйста, вы можете это сделать .(сама делаешь, делают дети).
Почему изменила образ? (Ответы детей. Настроение изменилось, потому что создавали роботов, рассказывали о них).
Спасибо. А у меня тоже образ настроения изменился, я добавила больше ярких красок, потому что я сегодня общалась с добродушными, открытыми, интересными собедниками и очень этому рада.
Но, ребята у меня для вас есть один секрет. Возьмите ещё раз в руки шарики Су Джок. Посмотрите, они открываются. Что в них? (Колечко)
Предлагаю надеть колечко на каждый пальчик поочередно, при этом высказать своё впечатление о занятии. Начну я. Сегодня для меня самое главное – взаимопонимание. ПОЛНОЕ.
Ребята желаю каждому из вас найти себя в жизни и занять свое место под солнцем. |