Школьная наука во многом полагается на аналитические навыки: школьнику нужно разложить изучаемый материал на составные части, работать над каждой частью отдельно, и, в конце концов, сформировать целостную картину изучаемого процесса. Аналитические навыки необходимы при изучении математики, когда нужно знать, из чего состоят и как строятся те или иные формулы. Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы можно представить как совокупность еще более мелких мотивов и интервалов. Слушая систематически спокойную музыкой, человек привыкает мыслить иерархично: в его сознании складываются правила образования иерархических структур, он знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого.
Многие исследователи отмечают большую роль аналитического левого полушария в развитом музыкальном восприятии: активизация левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению аналитических навыков, прежде всего в изучении точных наук.
Исследования показали, что слушая классическую музыку, дети начинают творчески мыслить: они находят множество решений для каждой проблемы, их решения более оригинальны и они не жалеют времени и сил на поиски наилучшего варианта, они лучше выражают свои мысли, лучше обобщают разнообразную информацию и взаимодействуют с учителями и сверстниками. Отмечается, что дети стали более уверены в себе, они не сомневались в качестве своих навыков в математике и общих академических дисциплинах.
Авторы исследования сделали заключение: «Узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни в целом». Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга; стоя у истоков человеческого интеллекта, музыка не может не помочь его работе, поскольку навыки мышления в процессе эволюции складывались как практические.
Абстрактное мышление и научные способы познания мира выросли из недр конкретного и чувственного мышления, из мышления художественного. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика.
Музыка — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить – мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью — эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.
Любая деятельность человека обеспечивается функциональной работой мозга, организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее: поднимается настроение, работоспособность, восстанавливается частота сердцебиения и дыхания, а значит человек успокаивается, именно при выполнении контрольных, тестовых, проверочных работ музыка создает фон при котором все посторонние мысли отбрасываются, а работа мозга направляется на заданный функциональный настрой( в нашем случае выполнение определенных математических операций и действий).
Спасибо большое, Наталья Владимировна, за предоставленный материал! Вы успешно продемонстрировали, что именно математика и язык математического моделирования являются средствами достижения успеха при изучении разных наук, в том числе и музыки.
Согласна сВами, Татьяна Юрьевна, ведь именно музыка способствует развитию в том числе и пространственного представления и образного мышления человека.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]