Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 19.09.2017, 23:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области






Включить версию для слабовидящих
Поиск
 
Форма входа
Перевести страницу
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

   

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [6]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [11]
Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации [4]
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации [5]
Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]
О реализации развития математического образования в Российской Федерации на территории Советского му [6]
Дистанционное обучение в условиях образовательной организации [4]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [7]
Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы [13]
Наш опрос

Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР 
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  •  
      
     
     
     


     


    Единая Россия

     

     
     
    Календарь
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » «Новая школа - новый учитель» 2016 » Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации

    Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы

     Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся, родителей; усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом, чтобы активизировать  интерес учащихся к изучаемым предметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании.
    В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия. В середине 90-х годов появились работы, посвящённые формированию имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Ф.А.Кузин, В.М. Шепель и др.), которыми с успехом пользуются воспитатели детских садов, преподаватели  школ, руководители образовательных учреждений
    Как много слов, понятий мы слышим и употребляем в речи сами. Одно из них «имидж». Слово происходит от латинского imago, что означает «картинка». В переводе с английского - образ, престиж, репутация. В переводе с французского image-образ, изображение, представление. А.С. Лемех, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко рассматривают имидж как самопрезентацию, «конструирование человеком своего образа для других» В.М. Шепель считает, что имеджелогия учит овладению технологией личного обаяния.
        Современное значение имиджа – это впечатление производимое на окружающих. На имидж педагога влияет:
    •    что и как он говорит;
    •    что и как делает;
    •    стиль его мышления;
    •    стиль его поведения;
    •    как общается и обращается с другими людьми;
    •    какова его внешность;
    •    как одевается;
    •    каковы его манеры.
    Сегодня «имидж» - это «действенное» значение «образа» активного человека, что связано с осмыслением его участия в отношении людей, прежде всего в их профессиональной деятельности. В данной работе будет говориться об имидже педагога.  Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения в массовом сознании.
    Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются: 
    •    высокая самооценка, уверенность в себе; 
    •    вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека; 
    •    социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»); 
    •    желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения. 
    В современном, потерявшем многие былые ориентиры, российском обществе профессия учителя утратила некоторые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. 
    Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
    Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
    Есть и другая сторона — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает! Как преподаватель видит себя, и каким представляют его ученики? Что нужно сделать, чтобы и ученики, и родители уважали, а дела шли успешно? Все дело в имидже. Для начала определимся с тем, что такое «образ» педагога.
    «Образ, или как сейчас модно говорить «имидж», — это система внешних характеристик человека. Он призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Образ формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого — уважение, симпатия, признание, доверие и прочее.
    И если раньше было справедливым «Встречают по одежке...», то сейчас корректнее будет говорить «Оценивают по всей внешности» В оценивание входят  и такие мелочи, как очки, часы, украшения, мобильники и прочие атрибуты, которые могут бросаться в глаза или мимоходом отмечены окружающими.

    И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, умению общаться, вести урок, проводить другие мероприятия.
    Педагогу, как публичному человеку, необходимо понимать,что внешний вид — это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно.
    Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти.
    Понятие «образ» включает в себя и умение говорить и (важно!) слушать,  умение общаться. 
    Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
    Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
    В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
    В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
    Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
    Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
    Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
    Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
    Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. «Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.» 
    Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
    Интересным представляется факт «схожести» обобщенного портрета «хорошего» учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета «хорошего» учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками он проявляет рефлектирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других.
    Исследования российских ученых показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
    Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего».
    Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом. 
                     Современный образ педагога сформировался в последние десятилетия. Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и уметь подать себя, заинтересовать, привлечь внимание слушателей. Сейчас  в педагогических университетах учат и культуре общения, и как создать свой образ, и педагогической этике, но бывает, что  у учителя все это присутствует, но нет народного признания, симпатии учеников. Как стать привлекательным педагогом? Простые приемы:
    •    улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;
    •    старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;
    •    будьте естественны;
    •    делайте комплименты;
    •    ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;
    •    поработайте над самооценкой;
    . С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек.
    Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
    Если педагог задумывается над своим  имиджем, то ему непременно пригодятся эти советы: качество, фасон, цвет, силуэт. 
    Безусловно, важно качество одежды. Но  стоит обратить внимание на фасон, силуэт. Лучше вы будете выглядеть в костюмах, которые не будут придавать дополнительный объем.
    Что касается цвета, то высокий статус «выдает» неброская одежда, которая не забирает на себя все внимание (а главная цель преподавания, как известно, все-таки — давать знания). Проще говоря, одежда учителя, ко всему прочему, должна демонстрировать профессиональный вкус. 
    Кроме внешности преподавателю стоит задуматься и над другими качествами, которые тоже будут влиять на образ: голос.
    Голос нужно ставить. У многих начинающих преподавателей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от нити урока.
    Но и слишком громкий голос тоже  плохо, так как раздражает и быстро утомляет.
    Монотонный голос также напрягает, и дети сосредоточены на том, чтобы разобрать слова и не уснуть, а не на сути занятия.

    Очень важный компонент имиджа - память. Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Учитель, который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет. В школе  педагогу приходится много запоминать, значит необходимо тренировать память. Всё  начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету.
    Что, в конечном счете, должно сформировать имидж, к чему нужно стремиться?
    Для того чтобы точно понять, каков учитель в представлении школьников, задайте им несколько вопросов:
    •    На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
    •    Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
    •    Важно ли для вас, как выглядит учитель?
    •    Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
    •    Важны ли для вас личные качества учителя?
    •    Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?
    Дети, как правило, прежде  всего, обращают внимание на внешность, а затем уже  на личные качества. Но на все вопросы дают положительные ответы. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
    Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.
    Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
    Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога. 
    Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.
    Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». 
    «Влюблённый в детей и увлечённый своей работой педагог интуитивно  и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» написал В.М. Шепель.
    Работая над подготовкой педсовета, читая литературу для педагогов, хочется привести высказывания известных и знаменитых людей. У каждого из нас были свои любимые и дорогие учителя, которые своим обаянием, талантом, внешним видом остаются навсегда в памяти. Вот что писала народная артистка СССР В.П. Зарецкая: «Учитель в какой-то мере  актёр, он должен быть всегда подтянутым, красивым, уметь великолепно владеть своим голосом». С.Л. Соловейчик, писатель и педагог, который очень много уделял внимания подрастающему поколению, учителям, говорил, что «хороший учитель-это тот учитель, который воспитывает учеников одним своим появлением перед ними, тембром голоса, внешним видом, у которого отработаны жесты и выверены интонации» .
    Учителя, которые много лет работают в школе  совершенно точно знают, что дети копируют манеры, речь, мимику, жесты, даже внешний вид учителя, поэтому нужно постоянно следить за собой, совершенствоваться,чтобы это «копирование» приносило только положительный и позитивный результат. Имидж учителя-это результат приложения профессиональных и целенаправленных усилий педагога. 

    Категория: Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации | Добавил: rrr0901 (21.06.2016)
    Просмотров: 181 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 2
    2  
    Здравствуйте, уважаемая Надежда Юрьевна. С большим интересом познакомилась с Вашей работой. Убеждена: отношение к предмету у ученика формируется от отношения к учителю. И как тут учителю не работать над собственным имиджем: мы ж хотим, чтоб наш предмет нравился... Уже несколько лет веду элективный курс В. И. Громовой для обучающихся 9 - 10  классов "Создай свой имидж". Работаем  с большим желанием. Подводя итоги года, ребята указывают не только на интерес к курсу, но и на его важность и нужность. Поэтому и работа учителя над собственным имиджем просто необходима! Спасибо. С уважением, Л.Н. Стебенькова, учитель русского языка и литературы.

    1  
    Интересная, актуальная  и познавательная статья. Согласна с точкой зрения автора. Действительно, дети часто  "копируют" учителей. В университете преподаватель по педагогике, Ястер И . В.,читая лекции, говорила: "Внешний вид учителя должен вызывать уважение у учеников, а не жалость".

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]