Дистанционное обучение как форма подготовки обучающихся IX классов к государственной (итоговой) аттестации
Как считает Фролов Илья Николаевич кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания
Дистанционное обучение, это обучение, которое может иметь несколько значений. Я как учитель информатики имею большой опыт работы по данному направлению. Приведу примеры.
самостоятельная работа с электронными материалами, используя компьютер:
получение консультаций, советов, оценок у удаленного преподавателя, возможность дистанционного взаимодействия: (если ученики видят меня вечером в скайпе, то задают вопросы по домашнему заданию)
своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов:
Это осуществлялось во время сильных морозов или карантина – я снабжаю учеников и теорией и практическими заданиями по математике, видеоуроками, а в режиме реального времени провожу уроки через скайп)
стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения: (преподаватель предлагает образовательные услуги и оказывает обучающемуся поддержку, который имеет все необходимые средства для самообразования по собственной траектории и в удобном для него темпе).
создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность: (Такую деятельность я веду уже 6 лет, в рамках подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации)
Как всё начиналось:
«У нас имеются все условия и возможности для сетевого взаимодействия и общее информационное пространство, значит, почему бы не организовать дистанционные курсы» - Об этом шла речь еще 6 лет назад на одном из заседаний РМО учителей информатики Советского муниципального района. И в 2011году в социальной сети для студентов и старшеклассников Campus мы осуществили свою идею.
В тот год начали свою работу и дистанционные курсы по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации, на которых я готовлю к экзаменам своих учеников и по сей день. Курсы в 2011 году вели 4 педагога информатики и ИКТ из двух муниципальных районов Саратовской области Балаковского и Советского. Каждую неделю один из педагогов-модераторов загружал материал по одному из 20 теоретических заданий ГИА, подробно объясняя методы решения задания самыми рациональными способами. Приводил примеры решения аналогичных задач и для закрепления составлял тест по данному вопросу. Обучающиеся в среде Campus могли изучить теорию, прорешать примеры заданий, и если возникали вопросы, связывались с учителем и получали индивидуальную консультацию. Итогом усвоения материала считалось выполнение теста, который проверяли педагоги и ученики могли увидеть результаты тестирования в сводной таблице участников на странице www.google.com. Такая таблица показывала правильность выполнения каждого задания в тесте, в результате набранных баллов ставилась отметка, и сразу был виден рейтинг каждого ученика. Тем самым такие дистанционные курсы проходили в виде соревнования, что стимулировало учеников к быстрому и правильному выполнению заданий.
Простая арифметика показывает, что обучаясь на наших дистанционных курсах каждый ученик прорешал не одну задачу из демо-версии ГИА, а целых 160=20*8 и еще плюс образцы примеров из теории: 3*20=60 Итого получилось 220 заданий!! Замечу, что обучение велось не навязчиво, в течении всего учебного года (20 недель), и для педагогов-модераторов это не составляло большого труда, так как нас было 4, а это значит каждый работал 1 раз в месяц.
Конечно, любой труд должен быть оценен. Наградой за мою работу уже в первый год ведения дистанционных курсов в 2011 году результаты аттестации показали при 100%ной успеваемости 100%ное качество знаний (24 ученика).
В этом году работа по подготовке учащихся к ГИА по информатика осуществляется на портале school.sgu.ru (http://school.sgu.ru/). С каждым годом дистанционные курсы усиливаются богатейшим теоретическим материалом: это и подробные лекции с примерами решений заданий ГИА в виде презентации или в виде материалов из электронного учебника, видеоуроки, тестирования по каждому из заданий и по всему тесту ГИА, блиц-опросники, тренировочные и контрольные работы.
В одном тесте от 15 до 20 задач, значит, готовясь к экзаменам через дистанционные курсы ученики самостоятельно прорешивают от 270 до 360 заданий ГИА.
Все ученики отражаются в сводной таблице, где я как администратор данного ресурса имею возможность видеть все действия моих учеников на курсах дистанционного обучения
Посещение лекции
Оценку за тест
Время решения теста
Количество попыток решения теста
Последнюю дату и время посещения курсов
Все, кто выбрал экзамен по информатике имеют возможность связаться со мной по сети через скайп, по электронной почте, через различные соц. сети и получить от меня консультацию или подробное объяснение ошибок, которые порой не понятны ученикам.
Для меня как учителю особенно интересно такое общение не только со своими и «чужими» учениками, но и с коллегой из 1 школы. Общаясь друг с другом, мы увидели, как иначе можно преподать материал, ведь у каждого педагога есть своя методика или свой какой то особый подход. Для нас курсы дистанционного обучения стали площадкой по обмену опытом. И незаметно для себя мы накопили отличный материал для подготовки обучающихся к ГИА по информатике. Такие дистанционные курсы позволяют организовать решение значимых для образования задач средствами современных технологий. Все участники дистанционных курсов: и педагоги и обучающиеся добиваются своих целей.
Сравнительный анализ результатов ГИА
за курс основной общей школы по информатике
Учебный год
Класс
Кол-во учащихся
Кол-во учащихся, сдавших предмет
Оценки
%
качества знаний
% успеваемости
«5»
«4»
«3»
«2»
2012-2013
9
48
21
9
7
5
0
76,2
100
2013-2014
9
51
11
3
7
1
0
90,9
100
2014-2015
9
68
17
13
3
1
0
94,1
100
И в заключении хочу отметить:
Современные школьники - в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации, именно учебной, является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются обучающимися — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные и коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.
На наших глазах родилась новая, «электронная»-дистанционная педагогика. Сегодня приходит понимание, что для обучающегося должно быть создано иное окружение, новые ролевые отношения, новые центры поддержки, новые социальные отношения, новые формы контроля и т.п. При этом сохраняется и модифицируется обучение «лицом к лицу». Но если раньше такое обучение считалось элитным, то теперь это форма для самых слабых, для тех, кому нужна активная помощь преподавателя. Ведь обучающемуся, работающему в сети, доступен учебный материал полностью. Это позволяет быстро проявить самостоятельность. Они идут вперед и выходят в широкую систему общения.
Дистанционное обучение - это принципиально новая технология образования для жизни в информационном обществе, ориентирующая на новый стиль работы, развивающая умения и навыки для непрерывного образования. Технология дистанционного обучения, если ею овладеть, совершенно меняет отношение человека к образованию, она дает возможность обучения где угодно, когда угодно, причем в течение всей жизни, даже не покидая дома и не пересекая границ.
Елена Геннадьевна! Вы - практически первопроходец в этом направлении, вами уже столько изучено и достигнуто. Дальнейших творческих успехов, коллега! Мустакова А.Ш.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]