I.
Организационный момент (СЛАЙД №1, навести карандаш на картинку, звучит песня «Дорога добра»)
-Дорогие ребята сегодня на уроке нас ждет разнообразная и
очень интересная работа. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга.
Возьмитесь за руки, пожмите друг другу
руки и улыбнитесь…
- Я хочу открыть вам
маленький секрет. Когда мне трудно или просто скучно, я люблю… Читать детские
сказки. Это помогает мне сосредоточиться или, наоборот, забыть о каких – либо
проблемах. Я просила вас принести сегодня те предметы, которые помогают вам в
подобных ситуациях. Они вместе с нами шагнут в мир математики.
II.
Актуализация знаний
Сегодня на уроке нам игра поможет
В вопросах очень сложных
разобраться
Мы – вместе, значит, многое
возможно
Нам только надо очень
постараться.
- В моем стихотворении прозвучало
слово «игра»? А разве на уроках можно играть?.. Даже на уроке математики?..
- Мы сегодня в этом убедимся. Я вижу
у вас на столах различные игры…
Раскраска (учитель берет раскраску со стола)
- Я знаю, что все дети любят
раскрашивать, поэтому приготовила для вас «математическую
раскраску». (СЛАЙД №2) Мы проведем арифметический диктант. Вы будите на
числовых таблицах закрашивать число – ответ.
Игра
«Математическая раскраска» (коллективная
практическая работа, с последующей проверкой)
·
Произведение чисел 9 и 7 (63)
·
На сколько 82 больше чем 14 (68)
·
Найди сумму чисел 38 и 49 (87)
·
Увеличь 32 в 10 раз (320)
·
Найди площадь прямоугольника, стороны которого
равны 9см и 6 см.
(54)
·
Найдите число, в котором 5 сотен 5 десятков 5
единиц (555)
·
Век – это … лет (100)
·
Сколько углов у ромба (4)
·
Я задумала число, отняла 12, получилось 40.
Какое число я задумала? (52)
Проверка (перетаскиваем
карандашом в середину таблицу с ответами) Проецируются правильные
ответы на слайде, дети самостоятельно сопоставляют ответы со своими.
-Запишите числа в порядке
возрастания (4, 52, 54, 63, 68, 87, 100, 320, 555)
-На какие группы можно разделить
эти числа?
-Посмотрите на свои таблицы,
какую фигуру вы видите?
-На какую букву похожа?
- А в математике?
III .Сообщение
темы урока
-Сформулируйте тему урока. (тема вывешивается на доску)
- У вас на столах лежат оценочные
листы. Найдите в нём название игры, в которую мы сейчас играли и оцените свою
работу. (СЛАЙД №3)
0 – если не справились с работой
1- если есть ошибки
2- нет ошибок
IV. Повторение
ранее изученного
- А вот здесь на столе я вижу
лото. Я предлагаю вам поиграть парами в «математическое
лото» (СЛАЙД №4)
1. Игра «Математическое
лото» ( работа в парах)
( на партах лежат конверты с заданиями)
-Возьмите конверт с название игры
«Математическое лото»
- Прочитайте
задачу и подберите к ней буквенные выражения.
- Работаем в
парах.
- В
книге а страниц, Олег читал эту
книгу 4 дня по в страниц.
Сколько страниц ему осталось прочитать?
- Илья
читал 4 дня по а страниц в день и 7 дней по в страниц в день. Сколько страниц он прочел за все эти дни?
- Было
а красных шариков и в синих. Их разделили поровну на 4
человека. Сколько шариков досталось каждому?
а – в х 4 (а + в) : 4 а х 4 + в х 7
Проверка ( соотнести текс задачи с выражением, используя карандаш)
(ребята оценивают
свою работу)
( учитель берёт со стола калейдоскоп и
предлагает детям поиграть в
« математический калейдоскоп) (СЛАЙД №5)
2. Игра «Математический калейдоскоп » (
тестирование)
( учитель берёт со стола калейдоскоп)
-А сейчас я
предлагаю вам поиграть в «математический калейдоскоп».
- Возьмите со стола заготовку. (
индивидуальная работа)
- Перед вами 4 уравнения.
- Используя «цветокод», вы закрашиваете кружок
таким же цветом, который соответствует правильному ответу данного уравнения.
- Х х 7 = 49
А) 7 Б) 8
в) 12
2.
а + 36 = 80
А) 4 б) 20 в)
44
3.
Х - 25 = 11
А) 60 б)
36 в) 29
4.
84 : у = 14
А) 6 б) 3
в) 15
Проверка
(учитель нажимает карандашом на интерактивные круги на доске) демонстрируется слайд «Правильный ответы»,
который показывает, кто из детей справился верно.
( ребята оценивают свою работу)
V. Работа над
темой
- Что такое уравнение? (выражение
с переменной)
-Что значит решить уравнение?
(найти корень уравнения)
-Как можно решить уравнение ( с помощью подбора и по
правилу)
-Какие правила вы использовали при нахождении неизвестного
компонента?
-Какие бывают уравнения ? (
простые и составные)
Проблемный вопрос: Решение, каких уравнений могут вызвать у вас
затруднения и почему? (выдвижение гипотез) ( учитель находит у детей пазлы)
-Я вам предлагаю поиграть в «математические пазлы»
Игра «Математические
пазлы» (СЛАЙД№6 (учитель карандашом
опускает «шторку»)
-Для этого нужно взять каждому
свой конверт. (конверты с геометрическими фигурами на, которых написаны буквы и
цифры, такие же геометрические фигуры на доске)
-Какие фигуры вы видите перед собой? ( плоские и объемные)
-Назовите плоские фигуры.
-Назовите объёмные фигуры.
-Из плоских фигур составьте
простые уравнения, а из объемных сложные.
(дети составляют уравнения, у доски работает 2 ученика)
Проверка:
Каждый из вас составил своё
уравнение, если вы его составили правильно, то расположение фигур должно быть
таким. (проверка с доски расположение фигур)
(Составление алгоритма) (СЛАЙД № 7 работа карандашом у доски)
- Давайте составим алгоритм
решения уравнения.
- Что мы делаем вначале?
(прочитаем уравнение)
-Что определили, прочитав
уравнение? (какое это уравнение)
- Какие бывают уравнения? (простые
и сложные)
-Если это простое уравнение, что
мы делаем дальше? ( находим корень)
- Далее? (делаем проверку)
- И последнее? (запиши ответ)
- Если
это сложное уравнение? То... (упрощаем уравнение)
-Какое
уравнение получилось? (простое)
-
Работаем по алгоритму простого уравнения.
Прочитайте уравнение
Какое это
уравнение?
Простое
Сложное
Найди корень
Упрости уравнение
Сделай проверку
Запиши ответ
(
Самостоятельное решение уравнений по алгоритму)( ребята оценивают свою работу)
VI. Физминутка (СЛАЙД
№8)
(навести карандаш на
картинку, звучит музыка, входит мистер Х)
Познакомьтесь, Мистер Х!
(роль мистера Х выполняет ученик)
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите-
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько иксов! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Вам решать заданья нужно!
VII.
Исторический экскурс в мир Древней Азии (историческая справка) (СЛАЙД №9)
- А хотите узнать, кто впервые ввёл
понятие уравнения в математику. Тогда внимание на экран. Мы отправляемся с вами
в Среднюю Азию, в древний город Хорезм. Приблизительно в 850 году н.э. арабский
ученый математик Мухаммед бен Муса ал-Хорезм
написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи
уравнений. Она называлась "Китаб ал-Джебр". Эта книга дала имя науке
алгебре. Очень большую роль сыграла еще одна книга Ал-Хорезми, в которой он
подробно описал индийскую арифметику. Триста лет спустя (в 1120 году) эту книгу
перевели на латинский язык, и она стала первым учебником "индийской"
(то есть нашей современной) арифметики для всех европейских городов.
Мухаммеду бен Муса ал-Хорезму мы обязаны появлению термина
«алгоритм».
VIII. Групповая
работа (решение задачи)
( учитель находит у
детей игру «Бизнес»)
-Я предлагаю вам поиграть в
математическую ролевую игру.
(дети делятся на группы - распределяют роли (капитан, конструктор,
контролёр счётчик, оформитель) группы получают одно и тоже задание решить
задачу, при помощи уравнения, результат работы в группах оформляется на листе
ватмана, представляется командиром группы, другие игроки дополняют или
опровергают его, подводится итог работы всех групп.)
- Будем решать задачу в игровых
центрах. Сегодня работает один центр – «Центр
решения задач».
-Мы разделились на группы.
-Распределили роли.
(СЛАЙД №10)
-У капитанов, которые составляют
уравнения по задаче эмблемы красного цвета, у конструкторов, которые составляют
схему задачу - зеленого, у контролёров - счетчиков, которые записывают решения уравнения
– желтого, у оформителей, которые записывают ответ – белого. Задачу мы будем
решать при помощи уравнения.
-Среди любимых вами вещей я нашла
книгу Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Герои этого произведения у нас
сегодня в гостях и принесли вам своё задание.
(СЛАЙД №11)
После того как Шарик послал в
районную газету 159 фотографий коровы Мурки, у него осталось ещё 3 её
фотографии. Сколько всего фотографий коровы Мурки было у Шарика?
-О чем говорится в задаче?
- Что известно?
- Что неизвестно?
-Как нам лучше оформить условие
задачи?
-Сколько отрезков мы начертим?
-Что мы сделаем с этим отрезком?
-Что возьмем за Х?
-Конструкторы чертят схему,
капитаны составляют уравнения, контролёры – счетчики решают уравнения,
оформители записывают ответ. Не забывайте, что вы команда, работаем сообща.
Представление центров.
( представляют свои решения
капитаны команд) (Работа с оценочным листом)
-Совершенно незаметно для себя,
среди привычных и милых сердцу вещей, которые помогали нам сегодня на уроке,
играя, мы открыли тайны серьёзной науки – математики.
Играя, можно многому учиться.
Играя, можно многого достичь
И к знаньям каждый миг стремиться,
Что б многое успеть понять, постичь.
VII. Итог урока
- А, что вы сегодня поняли и
постигли на уроке?
- Давайте посмотрим, каких
результатов вы достигли на уроке.
- Подведите итоги, посчитайте
общий балл в оценочных листах.
Оценочный лист.
|
0
|
1
|
2
|
1. «Математическая
раскраска»
|
|
|
|
2. «Математическое лото»
|
|
|
|
3. «Математический
калейдоскоп »
|
|
|
|
4. «Математические пазлы»
|
|
|
|
5. «Математическая ролевая игра»
|
|
|
|
ИТОГ:
|
|
|
|
9-10 – оценка «5» (СЛАЙД № 12)
6-8 – оценка «4»
4-5 –оценка «3»
Домашнее задание:
-Вам понравилось играть в
математические игры?
-Я вам предлагаю придумать
«математическую игру».
- Сегодняшний урок я хочу
закончить словами французского философа
Жан Жака Руссо (СЛАЙД № 13)
«Вы – талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы знаете и
умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться
к их достижению…»
Источник: http://depositfiles.com/files/g6kpp6h1s |