I.
Орг. момент.
-Какой сегодня
день? 8 декабря.
-День недели?
Четверг.
-Время года?
Зима.
-Прочитайте
предложения: Идёт зима. Сегодня четверг.
-Скажите
по-другому (Варианты: Сейчас холодное время года, когда идёт снег. Настал
четвёртый день недели.)
-Молодцы!
II. Сообщение темы и цели
урока.
-Для чего нам нужны уроки литературного
чтения?
-Сегодня мы услышим новое художественное
произведение, но сначала – повторение.
III. Первая часть урока.
1.Работа
с детской книгой.
5 групп учеников
(по 4 человека в группе) получают комплекты детских книг. Каждый ученик должен
выбрать из стопки книг одну (с произведениями о зиме), объяснить, почему он
считает, что в этой книге есть произведения о зиме, назвать автора (если есть).
2.Распредели
по группам.
На доске:
Сказки Стихи Рассказы
На карточках:
Соколов-Микитов,
Барто, Сутеев, Ш. Перро, Блок, Пришвин, Благинина, Маршак, Чуковский, Бр.
Гримм, Есенин, Носов, Скребицкий, Пермяк, Аким.
Учащиеся по-очереди
берут 1 карточку и помещают её в I, II или
III группу.
Результат:
Сказки Стихи Рассказы
Бр. Гримм Блок Скребицкий
Чуковский Барто Носов
Маршак Есенин Пришвин
Ш. Перро Благинина Соколов-Микитов
Сутеев Аким Пермяк
3.
Определи тему произведений.
-Кто из этих
авторов пишет о животных? О детях? О природе? (на карточки с фамилиями авторов
прикрепляются условные обозначения: магниты коричневого, жёлтого и зелёного
цветов).
4.
Моделирование обложки.
Например:
С. Есенин. Поёт
зима – аукает (I ряд).
В. Сутеев. Дядя
Миша (II ряд).
Н. Носов.
Фантазёры (III ряд).
Проверяем, на
доску – образец.
5.
Угадай произведение по схематическому плану, по заместителям назови главных
героев.
IV. Вторая часть урока.
1.Слушание
отрывка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-Примите позу
слушателя. Приготовьтесь слушать (аудиозапись).
2.
Беседа после слушания:
-Какое чувство
вызывает этот отрывок из сказки А. Пушкина (радость, грусть, удивление, страх)?
-Какое чудо тебя
особенно удивило?
А.
С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Кому не знаком его портрет?
Взглянув на лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые
бакенбарды, любой человек скажет: это Пушкин. Он написал много замечательных
стихотворений, сказок, повестей. Их читают во всём мире.
Во
многих городах нашей страны А. С. Пушкину установлены памятники.
-Сейчас вы
послушали отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
3.Чтение
отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина (читает учитель,
отдельные отрывки – ученики).
-Найдите
описание чудес (подбирают отрывки к иллюстрациям). (см. презентацию)
-Зачем нужна
белочка князю Гвидону? (Это его государственная казна: «Из скорлупок льют
монету и пускают в ход по свету»).
-Зачем богатыри
(воины, войско, витязи, стража)? (Для охраны города, государству нужно иметь
войско).
Композитор
Римский-Корсаков написал сказочную оперу по произведению А. Пушкина. Мы сейчас
послушаем 3 отрывка из этой оперы, и попробуем определить, к какой иллюстрации
подходит каждый из них.
ФИЗМИНУТКА.
4.Выполнение
заданий в тетради.
Задание 1
– прочитать слова и предложение (читают по-очереди, по 1 слову, сильный ученик
– предложение).
Задание 3
- прочитать четверостишие (работа в парах: сначала читает I вариант, затем II, Слушают друг друга).
Задание 4
– Прочитать по стрелке слово чудесница, записать. Кто так назван в сказке?
Задание 2
– Раскрасить рисунок.
-Молодцы,
но для вас есть еще одно испытание: Запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим!
(Проводится музыкально-дидактическая
игра «Три чуда». У каждого из учащихся по три карточки. На них изображены
орешки, корона, богатырский шлем. Звучит запись. Дети в соответствии с музыкой
поднимают ту или другую карточку.)
V. Итог урока. Рефлексивная
деятельность.
-Что вы сегодня слушали?
-Кто написал это произведение?
- Что вам больше
всего понравилось? (не понравилось?)
- Что бы хотели
выполнить ещё раз?
-Продолжите
предложения:
-Теперь
я знаю…
-Теперь
я умею…
-Оцените, на
какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
1.Пока
испытываю трудности.
2.Хорошо,
но могу лучше.
3.Хочу
знать больше.
VI. Рекомендации для самостоятельной работы:
-найти книги со
сказками А. Пушкина в школьной или домашней библиотеке, рассмотреть и принести
в класс;
-выучить
наизусть четверостишие (тетрадь с 46, задание 3)
-принять участие
в оформлении книжки-самоделки (Учитель раздаёт листы, на которых в нижней части
написан букварным шрифтом текст сказки, а в верхней части нужно сделать
иллюстрацию. Иллюстрации дети выполняют вместе с родителями в течение
нескольких дней. Из листов составляется книжка-самоделка).
Источник: http://depositfiles.com/files/ut58v9tzh |