1. Организационный момент.
Пробудилось
утро!
Здравствуй,
день!
Здравствуй,
класс уютный!
Дети,
здравствуйте!
Улыбнитесь,
я прошу вас, веселей.
Ведь
на волю просятся фантазии.
2.
Чистописание.
С СС
На
доске: (Слайд 2)
Если
в доме много ссора,
В
доме может вспыхнуть сора
-
В чём особенность подчеркнутых слов, в чём их сходство и различие?
-
В каком из слов есть орфограмма? Какая?
-
Как вы думаете, над какой темой продолжим работать? (Слайд 2.1)
3.
Актуализация знаний
1)
Повторение изученных орфограмм
-
Какие орфограммы в корне знаете?
-
К нам в класс залетели снежинки, они необычные, а со словами. Поймать их сможет
тот, кто найдёт в слове спрятавшуюся орфограмму. (Слайд 3) (гиперссылка)
2)
Словарная работа. Игра «Отгадай слово» Слайд (4,5,6,7)
v 1) В этом слове 4 слога,
10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий м
2) В нём спряталась единица массы ГРАММ
3) В целом этим словом называют раздел науки о
языке (грамматика)
v 1) В этом слове три
орфограммы
2) В нём спрятался КРОСС, но слово к спорту не
относится
3) Часто вы любите его отгадывать в газетах и
журналах (кроссворд)
v 1) В этом слове есть
двойная согласная КК
2) Это зимний вид спорта
3) В него играют на льду, на коньках, в
небольшой мяч или шайбу (хоккей)
v 1) Литературный жанр, в
котором описан эпизод, одно событие из жизни героев
2) В этом произведении мало героев, оно
небольшое по объёму (рассказ)
4. Постановка учебной
задачи (Слайд 8)
-
В какой части слова двойная согласная? (в корне)
-
А в слове РАССКАЗ?
5.
Поиск решения
Коллективная
работа. (Слайд 9)
-
Определите в слове рассказ его части.
-
Что нужно сделать, чтобы найти корень слова? (подобрать однокоренные слова)
(сказка, сказать, сказ) Корень СКАЗ
-
Какая часть слова стоит перед корнем? (приставка)
-
Если в слове «рассказ» приставка РАС, то она встречается и в других словах.
Приведите примеры слов с приставкой РАС. (Расписание, распределение, распилить)
-
Почему в слове РАССКАЗ пишется двойная согласная? (Одной заканчивается
приставка, с другой начинается корень)
-
Как вы думаете, это орфограмма?
-
Как она называется. Прочитайте на стр. 108. (Удвоенная согласная на стыке
приставки и корня)
-
Что значит стык? (место, где соединяются приставка и корень)
6.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре всем присесть,
Пять – всем встать и тихо сесть.
7.
Первичное закрепление
-
А может в русском языке одно такое слово? Ответить на этот вопрос поможет
упражнение 159
-
Что значит объяснить орфограмму графически? (Сделать необходимые обозначения,
т.е. выделить части слова)
(Комментированное
письмо, работа по образцу)
8.
Самостоятельная работа с
самопроверкой.
Игра
«Исследователи-лингвисты» Работа в парах.
-
Вы становитесь учёными-лингвистами, которым необходимо провести небольшое
исследование. Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160.
Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова
с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Самопроверка (Слайд 10)
9.
Итог урока
-
Какое открытие сделали на уроке?
-
Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня?
-
Выделите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока.
10.
Рефлексия
-
Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?
-
Нарисуйте своё настроение после урока. (Слайд 11)
Источник: http://depositfiles.com/files/zh57je81o |