- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака,
а у нас в классе есть яркое и красивое
солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.
Улыбнитесь
ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе,
что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе
– вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам
захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
II. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель открывает на
доске текст.
Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно
богатым и в тоже время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился
еще в детские годы. Он чудесно владел
крестьянской речью, она звучала в его стихах так просто, естественно и так
хорошо. (Слайд1)
Учитель
читает текст.
Учитель. Кому знакомы эти
строки? Кто их автор? (Слайд2)
Дети
отвечают.
-Правильно,
это слова К. И. Чуковского. Вспомните, о ком написаны эти слова.
(Подсказка:
Тютчев Федор Иванович, Фет Афанасий Афанасьевич, Некрасов Н. А., Майков Аполлон Николаевич, Никитин Иван Саввич).
-Правильно (открывается табличка, закрывающая фамилию
писателя.). К. И. Чуковский - детский писатель и знаток творчества Н. А.
Некрасова поможет нам вслушаться в звучание некрасовского слова, представить
созданные поэтом картины, понять его мысли и переживания. Согласны ли вы с
мнением К. И. Чуковского? Выскажите свои суждения. (Слайды 3,4)
Сегодня урок русского языка нам помогут провести
произведения Николая Алексеевича Некрасова (открывается
портрет писателя). На основе его произведений мы будем работать над
текстами (Слайды 6-12) и учиться
анализировать предложения (Слайд13)
III. Чистописание.
На первой
строке дети выписывают заглавные буквы – инициалы поэта: Н. А. Н.
На второй
строке – записывают его имя, отчество, фамилию: Николай Алексеевич Некрасов.
IV. Словарная работа.
Учитель: Вспомните чудесные строки Николая
Алексеевича Некрасова, посвященные осени (иллюстрация
осени). (Слайд14)
***
Славная
осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые
силы бодрит;
Лед
неокрепший на речке студеной,
Словно как
тающий сахар, лежит.
Около
леса, как в мягкой постели,
Выспаться
можно. Покой и простор!
Листья
поблекнуть еще не успели,
Желты и
свежи лежат, как ковер.
Славная
осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие
дни…
Учитель: у нас в классе сейчас
будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.
На доске –
осенние листья. Ученики по очереди переворачивают их и записывают слова,
вставляя пропущенные буквы:
В…лшебник, к…ртины, м..роз, …зык, д…ревня, ру(с,
сс)кий, иску(с, сс)тво, пр…красный
-Какие слова можно связать с творчеством
Некрасова?
Дети. Волшебник, искусство…
Учитель. Устно составьте
предложения, используя данные слова.
Дети. Некрасов – волшебник
слова.
В стихах Некрасова прекрасные картины природы.
Стихи Некрасова написаны певучим языком. Поэт жил в ярославской деревне. Н. А.
Некрасов - великий русский поэт. Поэт владеет искусством слова. (Слайд16)
V. Повторение пройденного. Анализ предложений.
Учитель. Из данных предложений
выпишите только грамматическую основу. Укажите части речи, которыми выражены
подлежащее и сказуемое.
Учитель
проецирует на экран записи – отрывки из произведений Некрасова.
Река
огласилась и смехом, и воем… («Крестьянские дети»)
Однажды в
студеную зимнюю пору я из лесу вышел… («Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения
«Крестьянские дети»)
…Лед неокрепший на речке студеной, словно
как тающий сахар, лежит. («Славная
осень!...»)
Класс
проверяет выполнение работы (проверочная работа проецируется на экран) и делает
устный синтаксический анализ второго предложения. (Слайд17)
Дети. Предложение
повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа – река
огласилась; предложение распространенное, с однородными дополнениями. (Слайд18)
Учитель. Писатели и поэты в своей
речи часто используют сравнения, которые указывают на сходство. Укажите предложение, где есть сравнение (лед, словно сахар). Вспомните, какие сравнения поэт
еще использовал в своих стихах? (Слайд19)
Дети. Около леса, как в мягкой постели…
Листья, как ковер…
Русые головки над речкой, что белые грибы на
полянке лесной…
-С
какой целью использует поэт сравнения?
(Сравнения помогаю сделать стихи более
образными. Сравнения помогают представить нам то, о чем хотел рассказать
автор.)
-Что значит огласилась?
Подберите синоним к этому слову (зазвучали,
раздались голоса, стало шумно над речкой пустынной). (Слайд20)
-Огласилась воем.
Воет голодный волк, воет ветер в трубе, воет человек, плачет. О каком вое идет
речь в предложении? Детям было очень весело, выли от радости, увидев реку.
Какое слово указывает на это? (…и смехом, и воем…)
-Подберите синоним к слову студеную (зиму, река студеная). (Холодную,
морозную)
- Подберите синоним к слову неокрепший (слабый, ломкий лед).
Учитель. Вспомните строки
Некрасова, в которых встречаются следующие слова. Запишите эти предложения. (Слайд 21)
-Что
вы записали? (Слайд 22)
Дети. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
И яркое солнце играет в косматой его
бороде.
Учитель. Поясните, что значит воевода (начальник войска), дозор
(обход, наблюдение, осмотр, разведка,
охрана). Выполните разбор предложений по членам и частям речи. (Слайд23)
У доски работаю два
ученика по двум вариантам. (Слайд24)
IV. Физминутка. (Слайд25)
Проводится гимнастика
для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает
строки из произведений Некрасова, где указаны цвета. Ребята повторяют их хором
и переводят взгляд на соответствующий круг:
…навстречу
как раз синеющей лентой, извилистой,
длинной, река луговая…
(«Крестьянские дети»)
Выспится
Саша, поднимется рано,
Черные косы завяжет у
стана… («Саша»)
И
русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной!
(«Крестьянские дети»)
Листья
поблекнуть еще не успели, желты и
свежи лежа, как ковер…
(«Славная осень!...»)
Идет
– гудет Зеленый Шум…. («Зеленый Шум»)
Чу!
Шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль
щели внимательных глаз!
Все
серые, карие, синие глазки –
Смешались,
как в поле цветы! («Крестьянские
дети»)
Грибная
пора отойти не успела,
Гляди
– уж чернехоньки губы у всех… («Крестьянские дети»)
Там
из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины
глядели… («Саша»)
VII. Повторение.
Упражнение на постановку
знаков препинания. Ученики получают карточки с текстами. (Слайды 26, 27)
Учитель. Расставьте между
однородными членами пропущенные знаки препинания. Определите, каким членом
предложения являются однородные члены, подчеркните, постройте схемы предложений
с однородными членами. Из каких строк взяты эти строки? (слайд)
Дети. «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок», «Мороз-воевода».
Учитель. Выполните
синтаксический анализ последнего предложения.
Дети. Предложение
повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа - река огласилась; распространенное, есть
однородные члены предложения.
Учитель. А теперь возьмите
вторую карточку. На ней записан текст-перевертыш. Переставьте слоги в словах и запишите
получившийся текст. (Слайд 28)
-Что получилось? (Слайд29)
Дети. Поэт Николай Алексеевич
Некрасов (1821 – 1877) родился на ярославской земле. Там прошло его детство. Об
этом уголке России, его людях, природе он писал во многих своих произведениях.
VIII. Итог
урока.
Учитель. Продолжите предложения.
- На уроке я учился…
-На уроке я повторил…
-На уроке я учился…
-На уроке мне помогали…
-Мне было интересно…
-Я себя похвалю за…
-Я похвалю своих одноклассников…»
(Слайды 30, 31)
IX. Домашнее задание.
Учитель. Напишите несколько
предложений на тему «Героем какого произведения Николая Алексеевича Некрасова
ты хотел бы стать и почему?»
Источник: http://depositfiles.com/files/qplcoyb7o |