1.Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой на урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и
поприветствуем Докторов Природы.
Приветствие: « Я приветствую тебя ,Земля,
Я приветствую тебя,
Вода,
Я приветствую тебя, Солнце
Я приветствую тебя,
Воздух».
Итак, мы начинаем наш урок.
3. Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем наш разговор об экосистемах.
Для начала давайте, проведём «Блиц – опрос» и вспомним:
А) Что такое экосистема?
(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы
разных «профессий» способны совместными усилиями поддержать круговорот
веществ).
Б) Какие экосистемы вы знаете?
(природные и искусственные)
В) Назовите природные экосистемы.
(лес, луг)
Г) Назовите искусственные
экосистемы. (сад, огород, пруд, поле)
Д) Чем они отличаются друг от
друга? (в искусственной экосистеме главную роль играет человек)
Ж) Какие «профессии» живых
организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? (Производители ("кормильцы”) – живые
организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из
неорганических, минеральных веществ. Потребители
("едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в
качестве пищи готовые органические вещества. Разрушители ("мусорщики”) - живые организмы (главным образом,
бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они
перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические
и минеральные вещества.
З) Составьте схему круговорота веществ в
экосистеме леса.
(учащие составляют данную схему)
- Какой можно сделать вывод? (Лес –
это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ).
Если лес – это устойчивая
экосистема, то , что можно сказать о поле, как экосистеме? (поле – это
искусственная экосистема, созданная человеком. Круговорот веществ на полях
замыкается только с помощью человека, если не ухаживать за полем, то оно
постепенно превратится в природную экосистему).
- Какие ещё искусственные
экосистемы вы знаете? (сад, огород)
4.Актуализация новых знаний, постановка
проблемы.
Посмотрите: дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы все умелые пловцы. (аквариум)
- К какой экосистеме , по вашему
предположению, относится аквариум?
Почему? (аквариум – искусственная экосистема потому, что круговорот веществ
замыкается с помощью человека).
- Кто может сформулировать тему
нашего урока? (Аквариум – искусственная экосистема).
5. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной искусственной
экосистемой – аквариумом, его обитателями, и
их «профессиями», взаимосвязями живых и неживых организмов, значением
аквариума в жизни человека.
Откройте свои учебники на стр. 60-
61.
6. Изучение нового материала.
А) Экологическая проблема.
- Прочитайте диалог Лены и Миши. (читают по учебнику)
- Как вы думаете, можем мы помочь
Лене? Что же забыла Лена поселить в аквариум ? Почему? Какую роль выполняют растения?
(производители)
- Что они производят? (пищу, которой
питаются рыбы)
- Давайте , выполним задание №1 на
стр. 60, тем самым поможем Лене восстановить баланс в экосистеме. (выполняют ).
- Кто ещё обитает в аквариуме?
Б) Определение «профессий».
- К какой профессии можно отнести
рыб? Почему? (потребители, они питаются растениями).
- К какой профессии относятся рачки,
улитки, дафнии ? Почему? (мусорщики, они очищают аквариум и воду от остатков
пищи , отходов ).
(для закрепления учащиеся выполняют
самостоятельно упр.2, на стр 60)
В) Работа со схемами
(рыбы связаны с водорослями, т.к.
рыба питается водорослями)
(со временем
водоросли, рыбы и другие организмы умирают, превращаясь в мёртвые организмы,
которые перерабатываются улитками, бактериями, рачками, дафниями и превращая
эти мёртвые организмы в питательные вещества для водорослей)
- Давайте
представим, что в аквариуме исчезли все улитки, рачки, дафнии. Изменится ли
жизнь в аквариуме? Почему? Кто может помочь рыбкам? (человек).
- Какой можно
сделать вывод? (аквариум – это искусственная экосистема).
Г) беседа о
рыбках.(слайды 1-3)
Большинство аквариумных
рыбок родом из тропических морей, поэтому содержать их нужно в тёплой воде, до
27 градусов тепла.
Итак, мы с вами
отправляемся в тропические моря . Вспомним, что такое тропики, тропические
моря? (тропики – это часть суши вдоль экватора, а моря называют - тропическими).
7.Физ.минутка
.
8.Продолжение
беседы об аквариумных рыбках тропических
морей.
(дети
рассматривают аквариумных рыбок в
учебнике и на слайде 4)
- Каких
аквариумных рыбок вы знаете?
- Прочитайте их
названия в учебнике на стр.61.
А)
Экологическая задача.
Ребята, как мы
можем помочь рыбкам в упр.4, на стр 63? Что же произошло? Что нужно делать?
Ребята, рыбки не
могут жить в тесноте, как другие живые организмы. На каждую рыбку около 5 см длиной приходится не
менее 5 л
воды, т.е. на 1см рыбы – 1 л
воды.
-Чем мы можем
помочь? (надо рассадить рыбки в другие аквариумы, и положить в них водоросли, улиток).
Б) Здоровьесберегающий
момент (слайды 5-11)
Ребята, рыбки ещё
являются успокоительным средством для человека. Они восстанавливают его
работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют, человек после общения
с рыбками становится психически
устойчивым, доброжелательным.
Кроме, того, что
рыбки лечат, они ещё помогают предсказывать погоду, например, учёные заметили,
что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться
под камни – то нужно ждать землятресения; некоторые рыбы, например, сомик,
барбус – умеют кашлять, и начинают они это делать, когда степень загрязнения
воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно,
если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им
необходимо прочистить жабры в чистой воде.
В) Значение
аквариума в жизни человека.
Итак, так ли
необходим аквариум в жизни человека? Для
чего он нужен?
(учащиеся совместно
с учителем составляют «ромашку» значения аквариума в жизни человека). - Что бы вы из данных значений определили на
первое место?
10.
Подведение итогов. Рефлексия.
а) слайд 13
(учащиеся должны
правильно вставить в схему представителей каждой «профессии»)
Б) Дополните
«ромашку» недостающими лепестками.
Слайд 14
( Вода, кислород, производители, потребители.)
Г) Продолжите фразу: «Аквариум –это …»
Д) Знакомство с книгами о правильном
содержании аквариума и его обитателях.
С.М.Кочетов «Домашний аквариум и
террариум», издательство «РУСЬ», г Самара, 1992
В.Г.Серов «Волшебный мир
аквариума», издательство «Беларусь», г
Гомель, 1990
11. Домашнее
задание.
Выполнить задания № 3, 4, 5 .
Подготовить сообщения об обитателях аквариума.
12.
Поурочный балл.
13.Организованное
окончание урока.
Используемая
литература:
1. Методические
рекомендации для учителя. «Окружающий мир», 3 класс, ОС «Школа 2100», авторы
А.А Вахрушев, Д.Д.Данилов. Издательство «Баласс», 2011г
2.Методические
рекомендации «Здоровьесберегающие минутки на уроках в начальной школе» - ГАОУ ДПО СарИПКиПРО, кафедра ЕНО,2011.,
г.Саратов
3.Учебник
«Окружающий мир», 3 класс, ОС «Школа
2100», авторы А.А Вахрушев, Д.Д.Данилов. Издательство «Баласс», 2011г
Источник: http://depositfiles.com/files/lstxezb7g |