– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с
другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтоб в жизни стать умелым,
Скорей займемся делом.
-На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают
согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
1. Постановка целей урока
- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому
весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой
школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего
уро-
ка – попробуйте догадаться сами.
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы
сейчас отгадаете.
Загадка:
Эй, не стойте слишком близко –
Я же …….,а не киска.
(Тигрёнок)
- Какой звук вы слышите в начале слова « тигр »? Он гласный
или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на
схемах?
- Следующая загадка:
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы
У него усы, как спицы
Он, мурлыча, песнь поет
Только мышь его боится
Угадали? Это-…(кот)
-Какой звук вы слышите на конце слова «кот»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его
обозначать на схемах?
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой
Т)
-Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с
буквой Т, научиться читать слоги и слова с буквой Т)
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Показ иллюстрации и буквы Т.)
-Кто выйдет и покажет на плакате букву Т?
2. Упражнение в определении на слух звуков [т], [т’].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём
обитает – отгадайте .
Загадка:
– Скачет в траве,
глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому
она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со
звуками [т], [т’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать
мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы
показываете красную карточку.
а) Слова : танк, тетрадь, стул, картина, комар, батон, тень,
мошка, топор, аист, уточка.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова –
«комар» и «мошка», в которых нет звуков [т], [т’]? (Она питается комарами и
мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со
звуков [т], [т’]. ( Тамара, Татьяна, Тоня, Толя, Тося ).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с
удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.
–Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за
звук? (Согласный; при произнесении этого звука
воздух встречает преграду.)
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы
заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или
глухой звук.)
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если
чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
– Какой же это звук? (Глухой.) (Слайд 2)
1.Работа по учебнику с.98-99. Составление звуковой модели
слов «тигр» и «труба».
- Тигр и кот не пропустят нас в лес, если мы не справимся с
их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста
вить их звуковые модели.. Первое слово как раз
слово «тигр». Второе слово
начинается со звука, которым заканчивается слово «кот». (Труба) Эти слова даны
в учебнике «Букварь» на стр. 64.
– Кого мы видим на
первом рисунке?(Тигра.)
- Что вы знаете о тигре?(Ответы детей.)
- Правильно, тигр – это дикое животное. Он самый
крупный представитель семейства кошачьих. Благодаря большим
размерам и телосложению тигр является
грозным охотником, способным справится с любым животным, встретившимся на его пути. Только дикий
кабан, вооружённый острыми клыками, способен успешно противостоять ему.
Тигр – свирепый зверь, но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.
- Посмотрите на
второй рисунок. Что это за предмет?(Труба).
- Что это за труба?( Это музыкальный
инструмент).
- Какая ещё бывает
труба?( Водопроводная. Печная).
- В данном случае у нас труба, как музыкальный
инструмент.
Выполните звукобуквенный анализ слов «тигр», «труба».
(Работа в парах)
– Рассмотрите схемы слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может
быть звук [т])? (Твёрдым и мягким)
- Замените первые
фишки в моделях слов буквами Т.
- Ребята, а в каком из этих слов только один
слог? ( Тигр).
- А почему? ( Один гласный звук).
- А сколько слогов в слове труба? (2 слога).
- На какой слог падает ударение? (на второй
слог)
2. Чтение слогов с
буквой «Т».
- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути
нас встречает…
Загадка:
–Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «Т» уже знаком. Он
предлагает вам прочитать слоги с буквой «Т».
а)Слайд 3 ;
б) Слайд 4
ТА – ТЯ
ТО – ТЁ
ТУ – ТЮ
ТЫ – ТИ
ТЭ - ТЕ
: - Назовите те слоги, в которых слышится мягкий согласный
звук [т’]?
- Назовите те слоги, в которых слышится твёрдый согласный
звук [т]?
б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 102)
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня
тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
3. Чтение слов .
- Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен,
что вы также уверенно прочитаете слова с
буквой «Т». Попробуем? (Чтение слов на с.102).
4. Составление и чтение предложений.
-Буратино предлагает найти ключики к разгадыванию следующего
задания. Мы должны с вами составить предложения на стр. 103.
- Прочитаем слова,
которые написаны в левом столбике.
- Прочитаем правый столбик.
- Прочитаем первую строчку. Скажите, получилось
ли предложение? (Нет).
- Кто правильно подберёт слова из правого
столбика к первому слову левого столбика.
- Кто составит второе
предложение.
- Третье.
- Четвёртое. А как
правильно нужно будет записать эти
предложения? (Начало предложения пишем с большой буквы, в конце
предложения ставим точку).
5. Разгадывание зашифрованных слов(стр. 102-103).
- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился
на дорогу?
Загадка:
Под соснами, под
ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы
разгадаем зашифрованные слова. Класс делится на три команды: 1 команда – 1 ряд, 2 команда – 2
ряд, 3 команда – 3 ряд. От каждого ряда выходит представитель и на доске отгадывает слова.
Слово у 1 команды
ТЁРКА.
Слово у 2 команды КОРТ.
(Это площадка, где играют в теннис).
Слово у 3 команды АТЛАС.
- Какие слова спрятались за буквами АТЛАС?
(Атлас – это книга, где собраны карты.
Атлас – это ткань).
6. Дифференцированная работа.
- Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в
нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые
тексты. Для них он приготовил текст на с.103 и104. Кто сможет прочитать?
7.Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый
мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть
учениками лесной школы и поработать в тетрадях на с.50.
а) Отработка зрительного образа буквы Т, т.
– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Т, т.
б) Составить второе слово в
каждой паре, поставив буквы в заданной последовательности.
в) Вписать буквы в клеточки, номера которых даны после
буквы; прочитать получившееся предложение.
г) Прочитать предложения; поставить номер соответствующего
предложения в квадратик в верхнем правом углу картинки.
Слайды 5, 6.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте
подведём итог нашего урока.
-Вспомните, какую
цель вы поставили перед собой в начале урока, достигли ли вы этой цели?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
14. Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
Источник: http://depositfiles.com/files/x4qm3nkbf |