I. Организационный момент. - Мы сегодня совершим удивительное путешествие в Царство
природы, а куда именно отгадайте: (запись с голосами птиц, слайд 1)
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем! (Лес).
-Задача нашего
путешествия: обобщить знания о разнообразии растений, животных и грибов;
развивать память, внимания и мышление.
II. Обобщение знания по теме.
- Вводная беседа.
-Как лучше путешествовать по
лесу? (Пешком)
-Почему? (Чтобы все рассмотреть,
заметить, полюбоваться красотой леса).
-Как называются остановки для
отдыха? (Привал).
-Но прежде чем отправиться,
нам нужно определить погоду по народным
приметам. Какие народные приметы вы знаете?
• Куры и воробьи купаются в пыли,
воробьи громко чирикают- к плохой погоде.
• Собаки мало едят, много спят,
катаются по земле – к плохой погоде.
• Лошади храпят и фыркают – к
плохой погоде.
• Усиливается слышимость звуков,
запах – к плохой погоде.
• К хорошей погоде божья коровка,
взятая в руки, быстро слетает.
• К хорошей погоде на траве,
кустарниках обильная роса.
• К хорошей погоде все одуванчики
раскрыты.
-Девиз нашего путешествия: «Любить и охранять
природу!».
-Какие правила поведения мы
должны соблюдать в природе? (не шуметь)
Правила поведения в природе:
• На лоне природы веди себя тихо
и незаметно.
• В природе будь вежливым гостем
у добрых хозяев.
• Никому не мешай в лесу, не
ломай веток, не тревожь зверей и птиц.
• Радуйся красоте природы, не
вреди ей!
• Учись понимать природу, будь ее
другом и защитником.
• Пользуйся любым случаем, чтобы
сделать для природы что-то полезное.
• Запоминай, а потом нарисуй, что
увидел интересное.
-И так народные приметы
предвещают нам хорошую погоду. Мы, путешественники, наденем пилотки. Давайте
дадим клятву:
«Нор звериных,
птичьего гнезда
Разорять не
будем никогда.
Пусть птенцам и
маленьким зверятам
Хорошо живется
с нами рядом!»
-Как ваше настроение? К
путешествие все готовы? (Да). А сейчас я взмахну волшебной палочкой и перенесу
вас на «Поляну растений» (слайд 2).
2. «Поляна растений».
-Посмотрите весит объявление!
Прочитаем его:
Не тронь
меня на поле.
Я только
день живу.
Дай
наглядеться вволю
На солнце и
траву.
-Что хотел нам сказать этим объявлением цветок? (Объяснение)
• Многие растения находятся на грани исчезновения. Они
занесены в Красную книгу. Мы их должны беречь, охранять. Они украшают нашу
планету. Недаром говорят, что растения -
одежда нашей Земли.
-Давайте сделаем привал, растения нам хотят поведать о своей
пользе.
Игра «Больница».
-Болит сердце. Чем его
лечить?
Ученик.
-Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется его
задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит
луг,
И птицы, и цветы
вокруг. (слайд 3)
Е.Серова
-Из цветов ландыша изготавливают капли, которые употребляют
как успокаивающие сердцебиение.
Учитель
-Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут
вылечиться?
Ученик
-Это растение – лекарственная ромашка. (слайд 4)
Если случиться тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится слегка горьковатый,
Душистый отвар.
-Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
Учитель:
-Спасибо за добрые советы. Все свои сокровище природа отдает
человеку и за все это просит только беречь ее, давайте же и мы будем беречь
наших зеленых друзей.
Физкультминутка (с
сопровождением музыки)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.(Слайд 5)
Работа по
учебнику-тетради.
- Комментированное
письмо.
а) Задание №1, с.72. Объедини
деревья в группы. Напиши названия групп.
б) Задание №2, с.72. Напиши общие
слова для изображенных растений.
в) Задание №3, с.72. Соедини
линиями слова и рисунки.
2. Самостоятельная
работа.
а) Задание №4, с.73. Отметь
«Лишнее» слово в ряду.
б) Задание №5, с.73. Подпиши
одним словом.
- «Поляна грибов». слайд 6
-А сейчас при по помощи волшебной
палочки мы переносимся на «Грибную поляну». (работа на интерактивной доске, на
картинке смешанные грибы).
-Посмотрите сколько грибов! Какие
вы грибники? Сейчас узнаем…Соберите грибы в корзины (Задание: Собрать съедобные
грибы и назвать их название).
-Какими грибами лечатся лоси?
(Мухоморами)
-А какие еще вы знаете не
съедобные грибы? (бледная поганка, сатанинский гриб, ложный опенок, мухомор
вонючий, дождевик ложный, ложная лисичка и т.д)
-Молодцы, вы хорошо знаете грибы!
-Смотрите! Здесь – объявление!
Прочитаем его.
Варите,
солите и жарьте грибы,
Только
грибницу не трогайте вы!
Она,
словно нить, глубоко под землей,
Испортишь
ее – и не будет другой!
-Грибы получают по грибнице
питанием от деревьев и пней, она снабжает дерево влагой и минеральными
веществами. Вот как важна грибница!
-Довольные, счастливые, с
корзинами полными грибов, мы переходим на другую поляну.
- «Разнообразие животных».
-Я загадок много знаю, кто загадки отгадает? (Мы!)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом
дубе,
Орешки я грызу.
(Белка)слайд 7
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А ниток не одной.
(Еж)слайд 8
Зимой спит,
Летом ульи воротит.
(Медведь)слайд
9
Маленький, беленький
По лесу прыг-прыг,
По снежку тык-тык!
(Заяц)слайд 10
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(Дятел)слайд11
Лежит замарашка,
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пяточком.
(Кабан,
свинья)слайд 12
Длиннохвоста,
Белобока,
А зовут ее….(сорока)слайд
13
В лесу у пня,
суета, беготня:
Народ рабочий,
Весь день хлопочет.
(Муравьи)
слайд14
-Как называются эти существа одним словом? (Животные)
-Какие группы животных вы уже знаете? (Звери, птицы, рыбы,
насекомые).
-Назовите группу, к которой относиться эти животные.
Живет спокойно не
спешит.
На всякий случай
носит щит.
Под ним не зная
страха,
Гуляет…. (черепаха)
слайд 15
Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно?
(Змея) слайд 16
Скачет зверушка:
Не рот – а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар,и мушка.
Кто это?
(Лягушка) слайд17
-К какой группе можно отнести лягушку? (Земноводные)
-Где они обитают? (На суше и воде)
-К какой группе относится змея и черепаха? (Пресмыкающиеся)
-Как они выглядят? (кожа покрыта роговыми чешуйками)
-Прочитаем об этих животных в приложении к уроку.
Дифференцированная
работа.
1-ый ряд читает про лягушку;
2-ой ряд читает про
черепаху.
-Запомните группы животных по их признакам, а прежде чем
отправиться дальше, объясните крылатые выражения:
Гадкий утенок – (применяется
к человеку, несправедливо оцененному ниже своих достоинств.
Желторотый птенец – молодой,
неопытный человек.
На ухо медведь
наступил – человек лишен музыкального слуха.
Пришла пора возвращаться домой и при помощи волшебной
палочки мы должны попрощаться с лесом.
До свидания, лес!
Ты расти на радость
людям!
Мы дружить с тобою
будем.
Добрый лес, могучий
лес,
Полный сказок и
чудес!
-Отправь нас в класс.
III. Итог
урока.
-Каждое путешествие заканчивается отчетом. Предлагаю вам
выполнить тесты, которое покажет, на сколько вы были внимательными
путешественниками.
Ученики выполняют тесты.
Тест «Лес и его
обитатели».
- Назовите
животное, которое относится к рыбам
а) Крокодил; б) Бегемот; в) Акула
- Какие
растения занесены в Красную книгу?
а) Ромашка; б) Ландыш;
в) Одуванчик
- Назовите
грибы не съедобные грибы
а) Белый гриб; б) Гриб дождевик; в) Сыроежка
- Назовите
животных которое относится к птицам
а) Летучая мышь; б) Пингвин;
в)Сова
Самопроверка теста со слайдом (ученик сам себе выставляет
оценку).
В память о путешествии учащийся получает «Правила поведения
в природе».
IV. Домашнее
задание.
Нарисовать рисунки «Обитатели леса».
Список источников
1.Козак О.Н. Загадки и скороговорки. СПб., 1997.
2.Поглазова О.Т. Окружающий мир.
2 класс. «Ассоциация XXI
век», 2009.
3.Плешаков А.А. Зеленые страницы:
Книга для учащихся начальных классов. М., 1996.
4.Смирнов Ю.И. Популярная
энциклопедия растений. СПб., 1997.
- Ефимов
В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников //
Начальная школа. 2009. №2.
Источник: http://depositfiles.com/files/hwu7nxj9h |