Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 20:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы гуманитарного цикла

    Табакова Юлия Владимировна «Давайте называть по имени»

    Введение

    При разработке федеральных государственных стандартов нового поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего обучения.

    В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

    Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у обучающихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Огромную роль в выборе развивающей системы обучения играет предпочтение действовать творчески, а не по шаблону. Теперь перед педагогом возникает вопрос: «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти на него ответ поможет технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача учителя – организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

    Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Обучающиеся быстро включаются в учебную деятельность, осознают необходимость получения новых знаний. При организации учебного процесса с учётом вышесказанного ученик постепенно становится исследователем, творцом, деятелем, созидателем под ненавязчивым руководством педагога.

    Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.

    Так, структура урока совершенствования знаний, умений, навыков (развитие речи) имеет следующий вид:

    1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

    С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

    1)     Создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность  «хочу»).

    2)     Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

    2.Актуализация и пробное учебное действие.

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1)     Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение.

    2)     Тренировку соответствующих мыслительных операций.

    3)     Мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление.

    4)     Фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

    3.Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

    С этой целью:

    1)     Выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение.

    2)     Обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действия (алгоритмом, понятием и т.д.) , и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения подобной задачи.

    4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

    На данном этапе обучающиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

    5.Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6.Закрепление с комментированием во внешней речи.

    На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую деятельность.

    8.Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов  действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

    Опираясь на диагностическое обоснование урока, составляется технологическая карта урока, которая предусматривает способ графического проектирования урока, позволяющее структурировать урок по следующим параметрам: этап урока, деятельность учителя, деятельность обучающихся, универсальные учебные действия.



    Источник: http://depositfiles.com/files/fjhio2syq
    Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: rrr0901 (03.02.2012)
    Просмотров: 652 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 2
    2 Ксения  
    Юлия Владимировна, большое спасибо за урок. В ходе урока учащиеся самостоятельно ставят учебные цели, проектируют пути их реализации, контролируют и оценивают свои достижения.

    1 ИРэнка  
    Мы голосуем за своих! Удачи Вам!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]