Введение
При разработке федеральных государственных
стандартов нового поколения приоритетом образования становится формирование
общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения
которых в значительной мере предопределяет успешность всего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в
образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов,
которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать
проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности
и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения,
обновление содержания образования.
Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный
метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа
общества: формирования у обучающихся качеств толерантности, способности к
самоопределению, самореализации. Огромную роль в выборе развивающей системы
обучения играет предпочтение действовать творчески, а не по шаблону. Теперь
перед педагогом возникает вопрос: «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли
в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач,
которые приготовит им жизнь. И найти на него ответ поможет технология
деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать
важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь
задача учителя – организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы
они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание
проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в
образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца
этого процесса. Обучающиеся быстро включаются в учебную деятельность, осознают
необходимость получения новых знаний. При организации учебного процесса с
учётом вышесказанного ученик постепенно становится исследователем, творцом,
деятелем, созидателем под ненавязчивым руководством педагога.
Для планирования и проведения уроков в
общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии
деятельностного метода.
Так, структура урока совершенствования знаний,
умений, навыков (развитие речи) имеет следующий вид:
1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает
осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной
деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется
мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) Создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней
потребности включения в учебную деятельность
«хочу»).
2) Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и
устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней,
предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я –
идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований
учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2.Актуализация и пробное учебное
действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация
обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного
действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения
нового знания, и их обобщение.
2) Тренировку соответствующих мыслительных операций.
3) Мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу»
- «хочу») и его самостоятельное осуществление.
4) Фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими
пробного учебного действия или его обосновании.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в
рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
С этой целью:
1) Выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке
(вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение.
2) Обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действия
(алгоритмом, понятием и т.д.) , и на этой основе выявляют и фиксируют во
внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или
способности, которых недостаёт для решения подобной задачи.
4.Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения.
На данном этапе обучающиеся определяют цель урока –
устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а
затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию
поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие
действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5.Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и
выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и
знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной
проблемы, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление
возникшего ранее затруднения.
6.Закрепление с комментированием во
внешней речи.
На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного
взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7.Самостоятельная работа с
самопроверкой.
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершение организуется
исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий
и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в
организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей
его к включению в дальнейшую деятельность.
8.Включение в систему знаний и
повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости
нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в
которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего
методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной
стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой –
подготовка к введению в будущем новых норм.
9.Рефлексия учебной деятельности на
уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся
цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и
намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие
закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в
зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Опираясь на диагностическое обоснование урока,
составляется технологическая карта урока, которая предусматривает способ
графического проектирования урока, позволяющее структурировать урок по
следующим параметрам: этап урока, деятельность учителя, деятельность обучающихся,
универсальные учебные действия.
Источник: http://depositfiles.com/files/fjhio2syq |