Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы гуманитарного цикла

    Искалиева Алия Менжановна. Народные движения в XVII веке
    1. Организационный момент.

    Учитель приветствует детей. На слайде презентации демонстрируется иллюстрация Соляного бунта (Слайд 1)

    Вопрос ученикам: Как бы вы назвали данную репродукцию? Что мы сегодня будем изучать на уроке?

    Предположения детей.

    Учитель называет тему урока «Народные движения в XVII веке».

    (Слайд 2-3 )

    2.      Стадия вызова

    На стадии вызова обучающимся предлагается сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы к теме.  «Тонкие вопросы» - это вопросы, требующие простого, односложного ответа (Кто…?, Когда...? Согласны ли вы,..? и т. д.), «толстые вопросы» -  вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (Дайте три объяснения, почему..? Почему вы считаете..? Что, если..? и т.д.) (Слайд 4)

    Применительно к теме, семиклассники могут предложить следующие вопросы:

    Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова по теме «Народные движения в XVII веке»

    «Тонкие вопросы»

    «Толстые вопросы»

    Какие выступления происходили в XVII веке?

    Почему происходили народные выступления в царствование Алексея Михайловича?

    В каком году произошли данные выступления?

    Кто (какие категории населения) приняли участие в выступлениях?

    Кто был предводителем данных выступлений?

    Что было общего и различного в выступлениях?

    Какую территорию охватили выступления?

    Каковы итоги народных движений в XVII веке?

    Выступления были подавлены или нет?

    Что было бы, если были бы достигнуты цели народных восстаний?

     

    На доске или листе ватмана записываются все вопросы обучающихся к теме.

    Игра «Верите ли вы, что?»

    Учитель предлагает ответить на вопросы игры, поработав в парах, аргументируя свои предположения.

    Верите ли вы, что…

    - в народных выступлениях  XVII века участвовали крестьяне, казаки, стрельцы, горожане?

    - народные выступления одержали победу в борьбе с царской властью?

    - требования восставших были удовлетворены царской властью?

    - особенностью восстаний  XVII века был характер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавший большие человеческие жертвы? (Слайд 5)

    3. Стадия осмысления содержания

    После того как прозвучат ответы на данные вопросы, ученики знакомятся с текстом учебника, картой, источником.

    1.      Работа с текстом учебника п. 1 §8

    « Современники называли XVII век «бунташным». Главными причинами народных выступлений были:

    - закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

    - усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн;

    - усиление приказной волокиты;

    - попытки ограничения казачьей вольности;

    - церковный раскол и расправы со старообрядцами»

    После прочтения ученики работают со схемой «Фишбоун» («рыбий скелет»). В голове «скелета» обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики обозначают причины народных выступлений. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики записывают факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Таким образом, ученики актуализируют знания, полученные ранее на предыдущих уроках. «Хвост» - это вывод.  (Приложение1) (Слайд 6)

    2.      Работа по группам с текстом учебника

    1 группа – «Городские восстания» (п. 2-3)

    2 группа – «Восстание под предводительством Степана Разина» (п.4)

    3 группа  - «Выступления старообрядцев» (п.5)

    Задание группам: 1. показать на карте территорию изучаемого восстания  2. составить кластер на ватмане. (Слайд 7) Например, первая группа может составить такой кластер -  Приложение 2.

    3.      Работа с документом: «Прелестные» письма Степана Разина. 1670 г. (внимание учеников обращается на портрет С. Разина)

    «Прелестные» письма Степана Разина. 1670 г.

    1.   Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Сте­пан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послу­жить, да великому войску, да Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских крово­пивцев вывадить...

    2.   От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимо­феевича и от всего войска Донского и Яицкого... Стоять бы вам, рус­ские люди и татарове и чуваши, за дом пресвятой Богородицы и за всех святых, и за великого государя и великого князя Алексея Ми­хайловича, ...и за благоверных царевичей, и за веру православных христиан... А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татарове, похотев заодно тое стоять за дом Пресвятой Богородицы... и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять...

    А с сею войсковой памятью послан наш войсковой казак Ахпер-дя мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, его во всем слушать и спору не держать. А буде его слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

    Вопросы к документу: 1. Как вы думаете, о каких изменниках и кровопийцах го­ворит Разин? 2. На основе документа сделайте вывод о нацио­нальном составе восставших. 3. Какие строки документа сви­детельствуют о том, что восставшие верили в то, что царь не знает о деятельности «кровопийцев» на местах? 4. Можно ли считать, что методы привлечения сторонников у Степана Ра­зина были демократическими? (Слайд 8)

     

    4.Стадия рефлексии

    1. Ученики отвечают на «тонкие» и «толстые вопросы».

    2.  Проверяют правильность предположений игры «Верите ли вы, что?».

    3. Выполняют тесты (Приложение 3)

    5.Домашнее задание:§8 письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, почему некоторые историки называют восстание С. Разина крестьянской войной? Справедливо ли это для характеристики всего движения в целом или только для  отдельных  его этапов? (Слайд 9)

    6.Оценка деятельности обучающихся, отметка

     

    Список литературы

    1.     Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России. Конец XVIXVII век. 7 класс. М.: Просвещение, 2011

    2.     Заир – Бек С. И. Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011

    3.     Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2001

    Источник

    1. «Прелестные» письма Степана Разина. 1670 г.- Интернет-ресурс//http://www.history.ru/content/view/1307/87/1/1/


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Например,

     

    Причины

    Факты

    закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

    Соборное Уложение 1649 г.: бессрочный розыск беглых крестьян

    усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн

    Войны с Польшей, Турцией

    усиление приказной волокиты

    Существование около 100 приказов

    попытки ограничения казачьей вольности

    Отказ принятия на царскую службу

    церковный раскол и расправы со старообрядцами

    1653 – 1655 гг. начало церковной реформы патриарха Никона

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2


    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     

    Тесты по теме « Народные движения в XVII веке»

    А1. Что было причиной выступлений народа в середине XVII в.?

    1) стихийные бедствия

    2) усиление налогового гнета

    3) ослабление царской власти

    4) начало иностранной интервенции

    А2. Кто в середине XVII в. выдвигал требование ввести неограниченный срок сыска беглых крестьян?

    1) дворяне

     2) государственные крестьяне

    3) казаки

    4) жители посада

    А3. Какое соответствие верно?

    1) Медный бунт - 1648 г.

    2) Соляной бунт — 1662 г.

    3) принятие Соборного уложения - 1670 г.

    4) восстание Степана Разина — 1667 г.

    А4. Несмотря на подавление Медного бунта, правитель­ство было вынуждено:

    1) разработать новый свод законов

    2) пойти на отмену медных денег

     3) отменить крепостное право

    4) освободить податное население от уплаты налогов

    А5. На втором этапе восстания под предводительством С. Разина в отличие от первого:

    1) на сторону восставших перешли дворяне

    2) военные действия развернулись в Поволжье

    3) главной целью восставших было убийство царя

    4) основной движущей силой стало донское казачество

    В1. О событиях какого бунта идет речь в отрывке из до­кумента?

    Узнав об этом, народ еще пуще озлобился против Морозова и, придя к царю, начал требовать выдачи этого человека, пощадить жизнь которого усердно просил бунтовщиков царь - отчасти потому, что отец его на смертном одре с великою похвалою говорил ему о нем, а частью и потому, что Морозов с детства воспитал его и учил. Вот почему царь дал народу обе­щание... удалить Морозова и послать его для принятая пострижения в который либо из монастырей, а затем с бритой головой сослать на крайний рубеж государ­ства. Другой же боярин Петр Тихонович Траханиотов, бежавший в один из монастырей вне Москвы, по при­казанию царя был выдан народу.



    Источник: http://depositfiles.com/files/l7r30r3x4
    Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: rrr0901 (06.02.2012)
    Просмотров: 3215 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.6/5
    Всего комментариев: 5
    5 Ксения  
    Большое спасибо за урок! Видно что учитель использует в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики.

    4 isckalieva  
    Спасибо! Рада, что вы оценили мой урок!

    3 agapovanv  
    Уважаемая Алия Менжановна, Вы представили на конкурс очень интересный урок. Хочется отметить то, что в своей работе Вы используете элементы новых педагогических технологий, активные методы обучения, умеете доказать учащимся жизненную важность учебного материала. Желаю Вам удачи!

    С уважением, Агапова Н.В.

    2 isckalieva  
    Спасибо за комментарий!

    1 галактика  
    Уважаемая Алия Менжановна, приветствую вас! Очень приятно встретить на просторах Интернета земляков.Просмотрела ваш урок, проголосовала за него. Обращаюсь к вам с просьбой проголосовать за мой урок, оставить комментарий и добавить рейтинг. С уважением, Гамаюнова Е.Ю

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]