1.
Оргмомент.
Доброе утро, ребята. Садитесь.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сложных бессоюзных предложений. Нам
предстоит вспомнить и повторить правила постановки запятой, точки с
запятой в сложном бессоюзном
предложении, а также изучить правила употребления двоеточия в таких
предложениях. Но для начала обратите внимание
на ваши столы. У каждого из вас есть листочки разного цвета.
Я попрошу вас взять один из них (любого цвета).
Тех, кто выбрал красный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Желтый —
проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Но помните, что успех сегодняшнего урока не зависит
от выбранного вами цвета, а зависит именно от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Открываем тетради, пишем число, классная работа.
2.
Проверка
домашнего задания.
На предыдущем
занятии мы с вами писали словарный диктант и многие из вас допустили ошибки на
орфограмму «Буквы з и с на конце приставки»
Бе..печный, бе..вкусный,
бе..платный, бе..корыстный, бе..пощадный, бе..голосый, бе..церемонный,
бе..дорожный, бе..мятежный, бе..характерный, бе..нравственный, бе..толковый,
бе..фабульный, бе..грешный, бе..жизненный, бе..численный, бе..ропотный,
бе..шумный, бе..лиственный, бе..предельный.
( Раздаются карточки с индивидуальным заданием. )
А пока ребята выполняют работу над ошибками,
мы с вами поиграем в деловую игру, которая называется «Общий конспект». Итак, я начинаю , а вы продолжаете. Предложение это одна из основных
грамматических категорий синтаксиса.
Учащиеся продолжают. ( Предложения бывают простые и сложные. Сложные
предложения –союзные и бессоюзные.
Союзные – сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложноподчиненные предложения с тремя типами
придаточных).
Отлично, а теперь давайте с вами
все , что вспомнили , закрепим и проведем цифровой диктант. Я читаю утверждение, вы должны решить, права я
или нет. Да – 1, нет – 0.
1)
Сложное
предложение состоит из двух и более грамматических основ. 1
2)
В
сложноподчинённом предложении одно предложение зависит от другого по смыслу и
грамматически. 1
3)
В
сложном бессоюзном предложении простые предложение связываются при помощи
союзов и интонации. 0
4)
В
сложном бессоюзном предложении могут
ставиться только запятая и точка с запятой. 0
5)
Точка
с запятой ставится в сложном бессоюзном предложении, когда простые предложения
осложнены. 1
6)
Постановку
запятой в сложном бессоюзном предложении проверяю по смыслу. 1
Ответы:
110011
После
проведения диктанта учащиеся(кто выполнял индивидуальные работы) сдают листочки
и класс переходит к изучению новой темы.
3.
Изучение новой темы.
Итак, на предыдущих
уроках мы с вами говорили о бессоюзных сложных предложениях.
Разминка.
– Дать
определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы
используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
–
Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного
предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
–
Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания
в БСП.(при каких условиях ставится тот или иной знак препинания).
Отлично, так
давайте сформулируем проблему, решением которой мы займемся на сегодняшнем
уроке?
Проблема:
при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
А значит и
тема нашего сегодняшнего урока «Двоеточие в БСП»
Я предлагаю
вам объединиться в группы и провести исследование Когда же ставится двоеточие в
БСП. Учащиеся объединяются в группы. Отводится 3 минуты ,звучит музыка.
Исследование
в группах.
Работа с
таблицей по алгоритму
а) Сколько
простых предложений в составе БСП?
б) Какую
смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
в) Прочитать
предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.
г)
Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную
часть, назвать вид придаточного.
А сейчас один представитель от группы сформулирует
нам правило.
Из
каждой группы по одному представителю формулируют правило и доказывают на
примерах.
Физ.минутка.
Тренинг
по снятию усталости глаз и улучшению зрения
1.
«День—ночь»
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть
глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
Закрепление
материала:
Работа
у доски:
Однако
спать пора: уже без четверти шесть.
День
выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно.
( 2 часть указывает на причину того, о чем
говорится в первой части и можно поставить союз потому что)
Я внимательно поглядел кругом: все лица
отражали напряженное ожидание.
Мне снилось: я шел по широкой
степи ( вторая часть дополняет первую, союз что).
Погода бала ужасная: ветер выл,
мокрый снег падал хлопьями.
Я не ошибся: старик не
отказался от предлагаемого стакана.
( 2 часть раскрывает и поясняет
содержание того, о чем говорится в первой. Союз а именно).
Отлично, а теперь вернемся
непосредственно к наболевшей нашей теме.
Сдача Г(и)А. во второй части
экзаменационной работы есть задания, связанные с изучением БСП. Давайте посмотрим на эти задания и
постараемся ответить.
( слайды на презентации 3 шт.).
Отлично. Так давайте закрепим
полученные знания на уроке. Внимание на экран. ( тренажер).
Подведение
итогов: При каких
условиях будем ставить двоеточие в БСП?
–
Какие союзы можно поставить межу частями БСП?
Рефлексия: и
снова возвращаемся к нашим теперь уже сигнальным карточкам. Перед вами три цвета.
Итак .
красный цвет – тема мною понятна.
Желтый цвет – тема понятна, но есть некоторые
вопросы
Синий цвет –
не понял тему сегодняшнего урока.
Домашнее
задание:
Я вам
предлагаю 2 варианта выполнения домашнего задания. Написать сочинение на лингвистическую тему
«Для чего нам нужно двоеточие?». И упр.
№ . но параграф ____ и правило учим все.
Оценки за
урок.
Спасибо за
активную работу на уроке!
Источник: http://depositfiles.com/files/ogmubbaj0 |