Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 16:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы гуманитарного цикла

    Беляева Елена Сергеевна. Русские на Волге

    I. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

    -Здравствуйте, ребята.

    -Добрый день, уважаемые гости

    Сегодняшний урок мы начнем со стихотворения С.А. Есенина «Гой ты,Русь…»

    Гой ты, Русь, моя родная,

    Хаты - в ризах образа...

    Не видать конца и края -

    Только синь сосет глаза.

     

    Как захожий богомолец,

    Я смотрю твои поля.

    А у низеньких околиц

    Звонно чахнут тополя.

     

    Пахнет яблоком и медом

    По церквам твой кроткий Спас.

    И гудит за корогодом

    На лугах веселый пляс.

     

    Побегу по мятой стежке

    На приволь зеленых лех,

    Мне навстречу, как сережки,

    Прозвенит девичий смех.

     

    Если крикнет рать святая:

    "Кинь ты Русь, живи в раю!"

    Я скажу:  "Не надо рая,

    Дайте родину мою".

     

    СЛАЙД – ШОУ

    1. Какова тема этого стихотворения?

    (Тема Родины, деревенской Руси)

    2. Какие чувства испытывает поэт по отношению к родному краю?

    (Чувство любви, грусти и тоски, т. к. поэт рано покинул родную обитель)   

    - У каждого человека есть Родина: большая и малая. Большая  - это Россия, а малая – это то место, где он родился, где его дом, близкие для него люди, друзья.

    II  Актуализация и пробное учебное действие.

    1. - Ребята, почему наш урок мы начали со стихотворения С.А. Есенина?

    2.- Это как-то связано с предметом краеведения?

    (В стихотворении поэт говорит о любви к родному краю, а на уроках краеведения мы знакомимся с прошлым и настоящим  своей малой Родины, с обычаями, бытом,  произведениями фольклора поволжского народа)

    3.- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

    (Изучать культуру, быт, обычаи русского народа)

     

    СЛАЙД (Русские на Волге)

    4.А гостей, по русскому обычаю, принято встречать хлебом – солью.

     

    1.      Нам начинать досталась роль,

       Не путайте с нагрузками,

    Мы принесли вам хлеб и соль

    На посиделки русские.

     

    2.      Жива – как память старины –

    От поколенья старшего.

    Важны обряды и слова

    Из прошлого из нашего.

     

    3.      И потому принять изволь

    Тот, кто пришел на посиделки,

                   На этой праздничной тарелке

                   Из наших рук и хлеб и соль!

     

        (Низко кланяются и вручают гостям хлеб-соль)

    III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.   

     

    Сегодня на уроке мы обсудим несколько важных вопросов, без которых невозможно себе представить жизнь и культуру наших предков.

     Работа с историческими документами

    У каждой группы на столе  находится раздаточный материал, содержащий информацию по теме урока. Пользуясь материалами документа, ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

    СЛАЙД

    IV  Реализация построенного проекта через творчество  учащихся

    1.  Народное искусство русских

    Национальной гордостью русского народа является фольклор.

    - Ребята, а что называется фольклором?

    - Перечислите фольклорные жанры

     

    СЛАЙД +  Карточка- помощник

          Действительно, к числу выдающихся явлений фольклора принадлежат исторические песни, календарно-обрядовая поэзия, специфическая русская лирическая песня. Да что говорить? Не лучше ли исполнить ее сейчас? Ведь песня всегда была лучшей помощницей и в труде, и на посиделках.

     

    2.Исполнение песни «Во поле береза стояла»                               СЛАЙД

        Пожалуй, самым любимым фольклорным жанром является жанр сказки. А сюжетный репертуар русских сказок  - один из богатейших в Европе.

    - Ребята, а какие виды сказок вам известны?

    СЛАЙД

          Особенно на Руси были развиты волшебные и остросатирические сказки, меньше – сказки о животных.

     Также активно бытовала и  легенда.

    3.       Дома вы познакомились с легендами русского народа («Русланушка», «Наказание Волги», «Утёсы над Волгой») и приготовили вопросы командам соперников.

    Сейчас мы и проверим,  насколько хорошо вы знаете содержание легенд.

     

       4. А теперь обратимся к малым жанрам УНТ.

    Среди них самые распространенные - пословицы и поговорки.

     

    - Ребята, что называется пословицей?

    - Ребята, что называется поговоркой?

    СЛАЙД

     

    5. Викторина по пословицам ПРЕЗЕНТАЦИЯ

     

       6.   Особой популярностью пользовались в праздничные дни, в дни народных гуляний частушки. Послушаем частушки в исполнении ребят.

    Исполнение частушек

    1.       Начинаю я припевку

    Первую, начальную.

    Я хочу развеселить

    Публику печальную.

     

    2.      Я сегодня нарядилась

    В сарафан с иголочки.

    Полюбуйтесь-ка, ребята

    На мои оборочки!

     

    3.      Эй, девчушки-хохотушки,

    Продолжайте петь частушки!

    Продолжайте веселей,

    Что б порадовать гостей

     

    4.      Ох, не сразу стали зерна

    Блином тем, что на столе:

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

     

    5.      Наломаю я сирени,

    Разбросаю у ворот.

    Заплету я руссу косу –

    Пусть завидует народ!

     

    6.      Прянички печатные –

    До чего нарядные!

    Мы не сразу их съедим,

    А сначала поглядим!

     

    7.  Как же мне не загордиться –

    Хороши мои дела!

    Свою творческу работу

    На пятерку я сдала.

     

    8.      Мы частушки петь кончаем

    И платочек на плечо.

    Приходите в мастерскую,

    Мы споем вам там еще!

     

    7.Русская национальная кухня.

    Ну, а теперь пришло время поговорить о русской кухне.

     И начнем мы с самого главного – с этикета поведения за столом.

     

    Викторина

    С чего начинается любое застолье? (С мытья рук)

    Как используется полотняная салфетка? (Ее кладут на колени)

    Куда вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку)

    Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или пьете компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой и кладут в тарелку)

    Чем чистят мандарины? (Рукой) Апельсин? (Ножом)

    Как берут из общего блюда хлеб? (Руками)

    Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложечкой? (Ложечку кладут в блюдце, в чашке ложку не оставляют)

    Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту?  (Нож)

    Что появилось раньше: ложка или вилка? (Ложка, первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относились к каменному веку)

    Что означает выражение «сидеть в блюде»? (Означает сидеть за одним столом, по соседству)

    Сформулируйте закон бутерброда. (Падает маслом вниз)

    Почему у «рыцарей круглого стола» стол круглый? (Чтобы рыцари чувствовали себя равными)

    8. А сейчас поговорим о блюдах, самых что ни на есть, русских. Дома вы выполняли творческую работу, искали и оформляли рецепты русских блюд и напитков.

    Я прошу вас поделиться вашими рецептами

    Зачитывают 2-3 рецепта

    - Ну, что же, молодцы. Хочется верить, что вы сможете приготовить эти блюда.

     Итог урока:

    Пришло время подвести итог урока

    Сегодня на уроке мы познакомились: СЛАЙД

    - с историей русского народа;

    - с народным искусством русских;

    - с русской национальной кухней.

    ОЦЕНКИ

    -Ребята, как  бы вы оценили работу на уроке?

    Домашнее задание СЛАЙД

    Стр. 30-34 (тетрадь). Творческая работа

    V Рефлексия учебной деятельности.

     

    Проанализируйте свою работу на уроке при помощи вопросов на слайде

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что …

    теперь я могу…

    я почувствовал, что …

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось…

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    после урока я расскажу своему другу…

    мое настроение                                               стало хуже/лучше

    на уроке я работал                                           активно/пассивно

    своей работой на уроке я                                доволен / не  доволен

     

    Урок наш кончается

    Посиделки закрываются

    Гостям, спасибо за внимание

    Ребятам, спасибо за старание.

     

    Сегодняшний урок – не только учение.

    Но и вкусное угощение.

    Из муки пшеничной

    Пирожки отличные

     

    (Выносят на подносе пирожки)

     

    Спасибо, вы молодцы ! СЛАЙД



    Источник: http://depositfiles.com/files/mkl8hr7ds
    Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: rrr0901 (06.02.2012)
    Просмотров: 1728 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2 Zdelueva82  
    Уважаемая Елена Сергеевна, очень понравился урок. По краеведению в 5 классе обязательно воспользуюсь вашим конспектом!

    1 agapovanv  
    В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная в тысячелетиях память народа. Спасибо Вам, Елена Сергеевна, за то, что открываете это богатство и передаёте следующим поколениям.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]