Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы гуманитарного цикла

    Агапова Наталья Владимировна. Лексика и фразеология

    I.                    Организационный момент урока.

    II.                 Активный метод выяснения ожиданий и опасения.

    Метод «Лето – осень»

    На листе ватмана схематически нарисовано дерево.

         - Ребята, напишите на листочках, что вы ждёте от сегодняшнего урока, чему хотели бы научиться, чего, может быть, опасаетесь, а затем разместите их на этом дереве. В конце урока мы обязательно посмотрим, какое красивое дерево у нас получилось.

    III. Слово учителя:

      - Мы завершили с вами изучение интересного, увлекательного  раздела русского языка «Лексика и фразеология». Узнали, что такое слово, как  оно появляется на свет,  почему исчезает, сколько у него может быть значений,  какую роль оно играет в жизни человека.  Сегодня нам необходимо не только обобщить изученное по лексике и фразеологии, но  и подготовиться к сочинению-описанию.

    Работаем как обычно: быстро, красиво и грамотно.

          IV. Объяснительный диктант (с использованием компьютерной презентации).

      Осень румянит, золотистые берёзки, луч солнца,  гроздья рябины, серебристая паутина, шелестит под ногами, воздух свеж,  кленовые листочки, пробирается по лесу, жёлтые дожди.

           - Ребята, обозначьте все известные вам орфограммы, объясните их, выполните разбор словосочетаний.

           - В каком значении, прямом или переносном, употреблены словосочетания «жёлтые дожди», «осень румянит», как называется этот художественный приём в литературе?

          V. «Выбери нужные слова»:

                  - Край благодатный или благодарный?

    - Какой участок – землистый или земельный?

    - Ученик понятный или понятливый?

          VI. Работа с текстом.

    - Внимательно прочитайте текст.

    Странный в сентябре лес. В нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. Грустно и радостно одновременно.

    Я люблю осень за золотые и багряные одежды, за прозрачный воздух, за торжественную тишину. Осень околдовывает меня. Поэты любят её за это таинственное колдовство.

                                                                                                      (По К. Бальмонту)

           -  Прочитайте наизусть две-три строфы из произведений русских поэтов, чтобы доказать 

               справедливость этой мысли.

           -  Какую группу слов включил автор в данный текст? Как они называются? Для чего  

               автор использует антонимы? /Для большей выразительности, противопоставления/

           -  Как в литературе мы называем этот приём?/ Антитеза/

           -  Укажите грамматическую основу первого предложения.

           -  Назовите части речи.

           -  Ребята, а за что вы любите осень?

    VII. Активный метод релаксации.

    «Земля, воздух, огонь и вода».

       - Ребята, как мы должны относиться к своему здоровью?

          Конечно, бережно. Сейчас я буду говорить вам команды, а вы должны их выполнять.

          При команде «Воздух» учащиеся начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый должен представить, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все должны постараться услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет всё тело.

          При команде «Земля» учащиеся должны установить контакт с землёй, «заземлиться» и почувствовать в себе уверенность. Нужно сильно надавить на пол, стоя на одном месте, потопать ногами, несколько раз подпрыгнуть.

          При команде «Огонь» учащиеся должны двигаться так, чтобы движения рук и ног напоминали языка пламени. Необходимо ощутить энергию во всём теле.

          При команде «Вода» учащиеся должны представить себе, что класс превращается в бассейн, делать мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы-кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

          VIII. Беседа с классом.

          - Ребята, а как мы должны относиться к слову? Очень бережно.  Ведь  от  внимательного отношения к слову, понимания его значения зависит очень многое.  Хорошо об этом сказал известный современный поэт Вадим Шефнер:

                                    Много слов на земле…

                                    Словом можно убить, словом можно спасти,

                                    Словом можно полки за собой повести.

    А замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе,  в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». И это,  действительно, так. Изучая раздел «Лексика и фразеология», мы убедились в этом. Только нужно проверить,  как знаете вы правила.

          IX.  Проверочная работа (с использованием презентации)

    1.Тест:

    ·        Укажите раздел, изучающий лексику:

    а) лексикология,
    б) синтаксис,
    в) фразеология,
    г) фонетика.

    ·        Укажите заимствованное слово:

    а) стена,
    б) белокурый,
    в) ветеран,
    г) стул.

    ·        Укажите профессиональное слово:

    а) книга,
    б) изобретение,
    в) печать,
    г) зубило.

    ·        Укажите неологизм:

    а) соревнование,
    б) луноход,
    в) аппарат,
    г) корабль.

     

    ·        Укажите диалектное слово:

    а) морковь,
    б) овощи,
    в) свекла,
    г) бурак.

    ·        Укажите фразеологизм:

    а) Петя плохо работал.
    б) На уроке Петя работал спустя рукава.
    в) Он не выполнил задания.
    г) Он бездельничал.

    ·        В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

    а) свежий костюм,
    в) свежий воротничок,
    б) свежий журнал,
    г) свежий хлеб.

    2. Прослушайте и ответьте на вопросы:

                         Утром в воздухе повис золотой парашютист и поплыл к дороге.

                         Приземлился лист, горит, словно детям говорит: «Осень на пороге».

     - В каком значении употреблены слова: прямом или переносном, найдите метафору.

    3. Угадай-ка:

    - Каким ключом нельзя открыть замок?

    - Рыжий Егорка упал в озёрко, сам не утонул и воды не всколыхнул. /Осенний лист/

    - Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? /Каша/

    4.  Прослушайте стихотворение и найдите ответ:

                                       Весь от ливней полосатый

                                       Месяц движется десятый.

                                       Мы домой бежим по лужам,

                                       Зонтик старенький промок.

                                       Мы с тобою крепко дружим,

                                       Вместе сядем за урок.

                                       За окном дрожит листва,

                                       С чёрных веток свесясь…

                                       Ясно нам, как дважды два.

    - Что это за месяц?

    - А какое это время года?

    - Найдите фразеологизм.

          X. Беседа с классом.

            - Да, это осень.  Какая лексика у нас звучала почти весь урок? Осенняя.

    К.Г. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие отношение к природе, и делить бы этот словарь на разделы: слова лесные, слова полевые, слова луговые.  А ведь это, действительно, очень интересная мысль!

             В 6 классе мы начинаем работу над описанием природы. Вам предстоит создать лирические миниатюры об осени, этой прекрасной поре, воспетой поэтами, художниками, композиторами. Вы знаете немало стихотворений, посвящённых осени. Много их у

    А.С. Пушкина. А вы знаете, почему? /Это любимое время года поэта/

             - Кто прочитает стихи об осени?

             Великий русский  композитор П.И. Чайковский страстно любил природу.  В любое время года, в любую погоду каждый день он отправлялся на прогулку. Это давало ему какой-то особый прилив жизненных и творческих сил. В такие часы и зарождались новые музыкальные темы. Его пьеса «Времена года» - поистине шедевр музыкального искусства.

             (Звучит этюд «Сентябрь» из пьесы «Времена года»).

             Самые мягкие и  трогательные картины  об осени написаны нашими художниками: Левитаном, Шишкиным, Поленовым, Грабарём и многими другими.

    Презентация:

    Да, красивое время года – осень.

          XI. Подведение итогов урока.

             1. На сегодняшнем уроке мы с вами обобщили изученный материал по лексике и фразеологии, увидели, как важно правильно и грамотно выражать мысли и чувства. Осталось проверить свои творческие силы и возможности. Пусть вам при этом напутствием станут строчки из стихотворения известного поэта Николая Рыленкова «Всё  в тающей дымке».

                          Здесь мало увидеть,

                          Здесь нужно всмотреться,

                          Чтоб ясной любовью

                          Наполнилось сердце.

    2. В самом начале урока мы «посадили» дерево. Давайте посмотрим, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока.

    3. Рефлексия.

             Цель: выяснить впечатление участников от прошедшего урока.

             Материалы: импровизированное окно (нарисовано на ватмане и прикреплено на доске), маленькое улыбающееся солнышко, облачко, серая дождевая капля.

             Технология проведения: модератор (учитель) предлагает учащимся выбрать предмет и прикрепить его на окно. Улыбающееся солнышко обозначает, что урок ребятам понравился, и они получили от работы на нём удовольствие, облачко означает, что в уроке были недостатки, ожидания участников не полностью были оправданы, серые дождевые капли указывают на то, что урок не понравился, пребывать на нём было неинтересно, и время тянулось очень медленно.

     

    Д/З.: написать сочинение-миниатюру об осени, сделать к нему иллюстрации.

    Список использованных источников и литературы:

     

    1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/.
    2. Н.О. Крамаренко «Русский язык. Поурочные планы». Волгоград, издательство «Учитель», 2009 г.
    3. С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык» учебник 6 класса. Москва, издательство «Мнемозина», 2008 г.
    4. http://www.palitra-ru.ru
    5. Электронная книга «Копилочка активных методов обучения» - www.moi-universitet.ru/amo).

     



    Источник: http://depositfiles.com/files/8477g44dk
    Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: rrr0901 (06.02.2012)
    Просмотров: 1066 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
    Всего комментариев: 1
    1 isckalieva  
    Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за представленный урок! Необычные методы. Понравился метод релаксации. Урок динамичный, постоянно происходит смена видов деятельности. Ребята наверняка выберут солнышко на рефлексии. Дальнейших творческих успехов! Искалиева А. М.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]