Ход урока:
Вход детей под музыку «Зима
красавица» (слайд 1).
·
Музыкальное
приветствие учащихся.
Вас
встретила замечательная песня «Зима красавица», скажите мне, пожалуйста, как бы
вы изобразили на своих картинах зиму из этой песни? Какими красками вы пользовались?
(ответы детей: серебристыми цветами, снег бы искрился на солнце) Молодцы!
У
человека есть великолепные способности, он может увидеть услышанное, изобразить
услышанное, станцевать услышанное, исполнить услышанное! И сегодня мы
попытаемся понять и запомнить услышанное!
Но
прежде всего нам необходимо узнать тему нашего урока, для этого мы должны
разгадать музыкальный кроссворд. (слайд№2 )
Вопросы:
1.движение
музыкального произведения (темп)
2.основной
элемент музыкальной речи (мелодия)
3. благодаря этому элементу, мы можем определить характер
произведения (лад)
4. окраска звука
(тембр)
5. чередование
коротких и длинных звуков (ритм)
итак, ключевое слово у вас
получилось «театр» (слайд №3)
Запишите тему нашего урока:
«Путешествие в музыкальный театр. Опера».
(слайд № 4)
Объяснение новой темы:
Я приглашаю вас в театр.
Что вы знаете о театре? на
ваших столах лежат пригласительные билеты, и мы с вами поиграем в игру «Я
знаю…», я говорю слово «театр», а вы пишите, с чем ассоциируется это слово, например,
театр- сцена… и так работаем (ответы
детей).
Спасибо, мне очень приятно,
что вы знаете так много, но сегодня мы поговорим об истории возникновения музыкального
театра.
Театр зародился очень давно,
его истоки ведут нас в далёкое прошлое.
В Древней Греции был любим и
почитаем бог Дионис- бог виноделия,
веселья, покровитель театра. (слайд 5) Его называли разными именами Вакх, Бахус
(слады №5,6), свиту называли вакханалией, что означает с древнегреческого языка
«веселящиеся и поющие».
Домом
Диониса являлся театр, где ставили театрализованные представления на знаменитые
литературные произведения «драма», так назывались
первые спектакли. Отсюда и произошло название театра - драматический. В
др.гр. театрах актерами были мужчины, (слайд 7) главным атрибутом костюма
являлась маска, которая выражала характер героя. (слайд №8, 9)
·
Проверка домашнего задания. Демонстрация масок.
(обсуждение и выставление оценок)
·
Музыкальная
физ.раминка «Дом для нот»
·
Цель разминки:
снятие утомление мышц, пропедевтика правильной осанки, дыхательная гимнастика.
Шло
время, и искусство развивалось вместе с
людьми.
Мы
с вами попали в цветущий город- Флоренцию, колыбель Италии.
В
кон.XVIв., король Генрих IX и Мария Медичи
в 1600г. поженились. (слайд № 10). Герцог Медичи решил сделать необычный
подарок для молодых и всех приглашенных. Он
задолго до торжеств приказал музыкантам написать нечто, новое, и
музыкантам это удалось!
В
день свадьбы, когда собрались все гости, на их суд было вынесено произведение,
которое поразило всех. На сцене находилось несколько актёров, одетых в костюмы,
рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на минуту, а
актёры не проговаривали свои тексты,
а пели! Как раз это и поразило слушателей. Дело в том, что до
сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было
не принято слушать такую музыку.
В
произведении, представленную на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и
аккомпанементом и необычной манерой пения актёров. Произведение, показанное
гостям короля и герцога Медичи, называлось «Орфей и Эвридика».
Прочитывание древнегреческий миф «Орфей и Эвридика» под
музыкальный фрагмент из одноименной оперы Глюка.
МИФ
ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ
Орфей,
великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии.
Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его
игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных.
Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда.
Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой
долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в
ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач
подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно
любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему
в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть
там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились
души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида.
Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл
на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот
перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного
царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к
Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства:
и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и
Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою
просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но
при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за
ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя
оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда
появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не
делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.
Быстро
миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на
своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была
загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди, ждал Гермес, и едва брезжил свет, что говорило о
близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику:
поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке.
Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное
чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним
он увидел тень Эвридйки, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень
растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на
этот раз по собственной вине.
Охваченный
ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство
Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не
тронули старого Харона. Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не
смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.
Показ
слайдов №11,12,13.(работа над драматическим произведением)
Работа
в тетради.
Как
же переводится с итальянского языка «опера»?
(Слайд№14)
это слово означает «труд», «творение», «сочинение», «музыкальная повесть»,
«труд композитора».
Музыкальный
театр – содержит синтетические
виды искусства. В этом театре присутствуют музыка, живопись, танец,
драматургия, песня.
Какие
виды искусств относятся к опере? Музыка, драматургия, живопись (костюмы,
декорация)
Итак,
мне бы хотелось, что бы вы вернулись к своим пригласительным билетам и
дописали, что нового вы узнали о
музыкальном театре, какие новые слова вы можете добавить. (Проверочная работа),
выставление оценок за урок с комментированием.
Домашнее
задание:
К
следующему уроку я предлагаю стать вам декораторами, и нарисовать декорации к
древнегреческому мифу «Орфей и Эвридика».
Наш
урок мне бы очень хотелось закончить с белоснежно-серебристым настроением,
радостными впечатлениями я предлагаю спеть песню «Зима-красавица».
Источник: http://depositfiles.com/files/tsnizgd3m |