Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » ­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления

    Балтаева Юлия Петровна. Уроки этикета от Мери Поппинс

    I.                                           Организационный момент

    Звучит мелодия из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания».

    Входит педагог в образе Мери Поппинс (шляпка, зонт).

    (Слайд 1)

    Учитель:       Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в необычной роли. Вы узнали, кто я? (Ответы детей) Я – Мери Поппинс!

     

    –  Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей).

           Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

    (Слайд 2)

           А девизом нашего занятия станут слова:
    Я умею думать, я умею рассуждать.
    Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

     

    2. Сообщение темы,  целеполагание,  мотивация учебной деятельности.

    Учитель: Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они?
    - Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего  любое государство обходиться не может. Что это?
    - Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.

    Что такое этикет? (Слайд 3)

    Что такое этикет – (Слайд 4)
    Знать должны мы с детских лет.
    Это – нормы поведения:
    Как ходить на День рождения?
    Как знакомиться?
    Как есть?
    Как звонить?
    Как встать?
    Как сесть?
    Как здороваться со взрослым?
    Много разных есть вопросов.
    И на них даёт ответ
    Этот самый этикет.

    Учитель Сегодня на уроке вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения в гостях, как правильно накрыть стол, узнаете, зачем необходимо следовать этикету.

           В спорте вы тренируете мышцы по особым правилам спорта, в математике по ее правилам решаете задачи, в русском языке свои правила. И все эти правила учат вас быть здоровыми, сообразительными, грамотными.

    А чтобы стать воспитанными, какие правила нужно изучать? (ответы детей).

    Правильно, это правила поведения в обществе, или другими словами этикет.

    - Сегодня я дам вам несколько уроков этикета. (Слайд 5)

    (Звенит звонок)

     

    Урок 1. История этикета. (Слайд 6)

     

    - Оказывается, этикет - это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова - это обычаи, традиции,  верования народов, а также мода и кулинарные пристрастия. А пришёл к нам Этикет из глубокой древности.
           (Слайд 7) Слово "этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали "этикетками”. Отсюда и произошло понятие "этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

            (Слайд 8) Многие правила дошли до нас со времен рыцарства. Например, уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал  тяжелые железные латы, прочную кольчугу, железные сапоги, железные рукавицы и шлем с забралом, закрывающим лицо. Но вот на пути дом, где живет знакомый. Переступив порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и нес его в руке. «Я тебя не опасаюсь, видишь, моя голова открыта», - говорил он этим жестом хозяину.

    (Слайд 9) Суровые времена давно прошли, но обычай остался. Снимая головной убор, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, живущих и работающих в нем людей, веришь в хорошее отношение к тебе. Кроме того, если долго ходить в шапке, портится что….? (прическа, липнут волосы, болит голова и портится настроение).

     С тех давних пор идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим жестом рыцарь показывал, что в его руке не спрятано оружие.

     А сейчас ты снимаешь перчатку из внимания и уважения человеку. Ведь ты надел ее для того, чтобы предохранить свои пальцы и ладони от пыли, грязи, холода. Зачем же заставлять приятеля ее касаться? Лучше дай ему пожать твою теплую дружескую руку.

           (Слайд 10-11) В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась "Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием "Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    (Слайд 12)

    Учитель. Проверим вашу внимательность.

    - Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

    - Как называлась книга, изданная при Петре I? " ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

    - О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

    Учитель: Человек должен быть всегда вежлив и культурен как в эпоху Петра, так и в наше время, поэтому правила этикета сохранились.

    (Звенит звонок)

     

    (Слайд 13)

    Урок 2. ЭТИКЕТ В ГОСТЯХ.

     

    Учитель: Есть определенные правила поведения в гостях. Как надо вести себя в гостях? (Дети отвечают.)

    Учитель: Какой ваш самый любимый праздник? Почему вы любите свой День рождения?

           Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

    - Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

    - Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

    - Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

    - Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

    - Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

    - Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

    (Слайд 14)

    Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский).

    (Практическая работа, ребята подписывают приглашения, затем некоторые зачитывают).

    (Слайд 15)

    Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

    Учитель: Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

             Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

    Конкурс. "Подарочный этикет” (см. пакеты)

    Учитель: Вы видите на столе много подарков.  Вам необходимо выбрать тот подарок, который бы вы хотели подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, и т.д.) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

    (На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п.  Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка).

    Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.

     

    Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

    - Одежда должна быть чистой.

    - Волосы должны быть уложены в прическу.

    - Одежда должна быть аккуратной.

    - Ногти в приличном виде.

     

    Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

     

    Физкультминутка. Игра "Вежливо – невежливо”

    Если вы посчитаете, что поступок вежливый  - хлопните в ладоши.

    Если невежливый - топните ногой.

    ·                                            Поздороваться при встрече

    ·                                            Обозвать обидным словом одноклассника

    ·                                            Не уступить место пожилому человеку

    ·                                            Толкнув, не извиниться

    ·                                            помочь поднять упавшую вещь

    ·                                            громко разговаривать в общественных местах.

    Молодцы, ребята!

    (Звенит звонок)

    (Слайд 16)

    Урок 3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

    Учитель: Чтобы быть здоровым, нужно не только правильно питаться, но необходимо соблюдать правила поведения за столом. Например: «Не торопиться, чтоб не подавиться!». А какие правила поведения за столом, ребята, знаете вы?

    (Дети отвечают.)

    Учитель: Послушайте, как раньше относились почтительно к столу на Руси. Издавна на Руси стол считался почетным местом. На него нельзя было вставать ногами, класть посторонние вещи. Вести себя за столом надо было, как в церкви. Считалось, сколько за столом посидишь, столько и на этом свете проживешь!

    Учитель: Очень важно, как правильно сервировать стол. От того, как накрыт стол, возрастает аппетит, приятно есть приготовленную пищу. Какие столовые приборы вы знаете? Посмотрите внимательно на экран и правильно накройте на стол.

    (Слайд 17-18)

    Игра «Правильно накрой на стол»

    (Выходят 2 ученика и накрывают на стол. Остальные ученики сравнивают, правильно ли накрыт стол и выбирают победителя.)

    (Слайд 19-20)

    Конкурс «Я – САМ!»

    Учитель: Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку. А я вам в этом помогу.

    Практическая работа, ребята вместе с учителем складывают салфетку

    (см. Приложение 1)

     

    (Слайд 21)

     

    Конкурс «Разгадай кроссворд»

    Учитель: В конце урока мне хотелось бы проверить как хорошо вы знаете правила поведения за столом? Для этого отгадайте кроссворд на экране.

     

    (Звенит звонок)

    Учитель: Итак, это был последний урок этикета на сегодня. Ребята, вы очень хорошо поработали, успешно прошли все испытания, и думаю вам можно вручить специальные пропуски – Пропуски в страну Воспитанных людей.

    3. Итог урока:

    Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанных людей - красиво разрисованный картонный жетон,     например такой.

    Учитель: Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка выполняет самые заветные желания. А какого человека можно назвать здоровым? У здорового человека ничего не болит, от этого он ощущает себя легким, сильным, красивым. Улыбаясь окружающим, он дарит им частичку своей удачи и может сделать счастливыми своих друзей и себя. А здоровье человека зависит от него самого. Для  того, чтобы узнать секреты здоровой и счастливой жизни, нужно учиться.

             Любое злое слово заставляет другого человека нервничать, плакать, кричать, что плохо сказывается на его здоровье. А наша улыбка вызывает ответную улыбку у человека и ему от этого становится спокойно и хорошо. Давайте стараться быть вежливыми, культурными.

    Рефлексия.

    - Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините  свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за урок.

    Информационные ресурсы:

    1.       Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тренинги). 5-11 классы: методическое пособие / авт.-сост. Ю.А. Матюхина; под ред. Т.К. Инусиловой. – М.: Глобус, 2007. – 175 с.

    2.      Правила вежливости и светского этикета / сос. Юрьев, Владимирский. – М.: Белый город, 2007. – 285 с.

    3.      Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка. Навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – «Детство Пресс». 2004. – 384с.

     

    http://www.uroki-etiketa.ru/

    http://festival.1september.ru/articles/213694/

    http://nmpedagog.narod.ru/vneklassnie_meropriyatiya/etiket/



    Источник: http://depositfiles.com/files/2887hna4i
    Категория: ­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления | Добавил: rrr0901 (07.02.2012)
    Просмотров: 2317 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 маманя  
    цели и задачи сформулированы четко, полностью реализованы,материал изложен доступно; урок построен логично; прослеживается связь с практическим опытом учащихся

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]