На основании плана работы муниципальной научной площадки и в целях осознания деятельности учителя и учащихся в свете внедрения ФГОС второго поколения, повышения интереса педагогов к использованию современных технологий в обучении и осознания необходимости повышения уровня самообразования с 27 октября по 1 ноября 2014 года 53 педагога из 14 городов и районов Саратовской области приняли участие в межмуниципальном online-педсовете «Деятельность учителя и учащихся в рамках реализации ФГОС».
32 участника online-педсовета представили свои работы по 6 направлениям:
Участие в работе online-педсовета стало важным событием для многих творчески работающих педагогов, у которых была уникальная возможность познакомиться с инновационными методами и технологиями, применяемыми педагогами, поделиться своим педагогическим опытом.
По материалам педсовета можно сделать вывод, что большинство школ области включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.
Участники педсовета считают, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. ФГОС требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.
Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания.
Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.
Анализируя материалы участников педсовета, можно сделать вывод, что авторы особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Участники педсовета отмечают отличительную особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности.
В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность широко используется учителями на уроках и во внеурочное время, как в старших, так и в младших классах.
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.
Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках. Современный учитель готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником сочетаются элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.
Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся обеспечивает стимулирование деятельности ребенка.
Анализируя материалы участников педсовета, мы видим как умело учителя организуют разнообразную деятельность обучающихся и сочетают широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним.
Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником. Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает их в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Оргкомитет отмечает, что участники педсовета определили, что успешность инноваций в образовании сегодня во многом зависит от личности учителя и его готовности реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Современный учитель должен проектировать свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы наряду с формированием предметных результатов, обеспечить развитие у обучающихся ценных личностных качеств и универсальных учебных действий.
Подчеркивая значимость и актуальность обсуждаемых проблем, оргкомитет и участники педсовета рекомендуют педагогам:
- применять в своей работе инновационные технологии, обеспечивающие пополнение учебного материала новыми сведениями и приёмами работы, что способствует повышению мотивация учащихся к обучению;
- рекомендовать внедрение наряду с традиционными разнообразных нетрадиционных форм и методов обучения (поисковые, исследовательский, деятельностный методы, дифференцированный подход), учитывая склонности учащихся и обеспечивая активное участие каждого ребенка в процессе образования;
- обобщать научно-методический опыт педагогов образовательных учреждений, заслуживающий популяризацию среди педагогической общественности;
- сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность);
- с целью использования на уроках ИКТ технологий проводить работу по совершенствованию педагогического мастерства, в т. ч. по внедрению интернет-технологий.
|