Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.04.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » "Мой мультимедийный урок"

    Душина Л.Д. «Музыка в басне И.А.Крылова»

    Эпиграф к уроку: на доске.                                                                                            

    Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки...     В.Г. Белинский

    Люблю, где случай есть, пороки пощипать...      И.А. Крылов.

    1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…                                                                     

    2 . Когда в товарищах согласья нет,                                                                                               

    На лад их дело не пойдёт,                                                                                                              

    И выйдет из него не дело, просто мука.

    Учитель : кому принадлежат эти строки?                                                             

    Ученики:  это басня Крылова.                                                                                                                     Учитель: правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.

    Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением. (слайд №2)                                                                 Учитель :  На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка

    в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова. Стихотворение А.Исаковского (слайд№3).                                                    Сообщение учителя.

    Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.

    О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».

    Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. (слайд№4).

    С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.

    Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и  осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.

    В Санкт-Петербурге в Летнем саду (слайд №5-6) и  в Москве на Патриарших прудах стоят памятники  И.А.Крылову.(слайд №7 !!!)

    Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце?                                                                                                              Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.

    Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. (Определение в тетрадь)                        

    Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой  вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт + дуэт = ? (квартет)                                                        

    Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова "Квартет”.                 

    Учитель: Что такое квартет? (слайд № 8)

    Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского "Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.(определение в тетрадь).                                                                                    Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)

    Соло буду петь один,                                                                                                                

    А дуэт с товарищем.                                                                                                                                   Трио с Сашей будем петь,                                                                                                                                 Нам двоим не справиться.                                                                                                                     А квартет весёлый звонкий                                                                                                                       Будем вместе петь с Алёнкой.

    Учитель: Приведите примеры квартетов.                                                                      

    Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.(слайд№9)

    СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР :  И.А.Крылов «Квартет»

    видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»

    (слайд №10)

    Видео – клип составлен по изданию:

    Крылов, И.А.Квартет: Басни Серия: Книга за книгой Издательство: М.: Детская литература. Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г. ISBN: [не указан]; Формат: стандартный  Язык: русский                             Квартет                                                                                                                   

    Проказница-Мартышка,  Осел,  Козел,                                                                                                 Да косолапый Мишка

    Затеяли сыграть Квартет.

    Достали нот, *, альта*, две скрипки*                                                                                                  И сели на лужок под липки  -

    Пленять своим искусством свет.

    Ударили в смычки, дерут, ("музыка"1),  а толку нет.

    "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.

    - Погодите!  Как музыке идти?

    Ведь вы не так сидите.                                                                                                                     Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*,

    Я, прима, сяду против вторы*,

    Тогда пойдет уж музыка не та:

    У нас запляшут лес и горы!"

    Расселись, начали Квартет (музыка»1);

    Он всё-таки на лад нейдет.

    "Постойте ж, я сыскал секрет,

    - Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,

    Коль рядом сядем".

    Послушались Осла: уселись чинно в ряд («музыка»1),

    А всё-таки Квартет нейдет на лад.

    Вот пуще прежнего пошли у них разборы,

    И споры,  Кому и как сидеть.

    Случилось Соловью на шум их прилететь.                                                                                           Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:                                                                                   "Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье,                                                                                            Чтобы Квартет в порядок наш привесть:                                                                                                И ноты есть у нас, и инструменты есть;  Скажи лишь, как нам сесть!" -                                            "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. И уши ваших понежней, -                                                     Им отвечает Соловей: -  А вы, друзья, как ни садитесь,  Всё в музыканты не годитесь".

    Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 - 67.

    * Альт и бас - музыкальные струнные инструменты.                                                                                    * Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка.                                                                                 1 "Музыка" во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки".

    Музыкальные  инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся?На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.(слайд №11).

    Учитель: Почему виолончель Крылов называет "басом”?                                 

    Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

    Художники  и басня И.А.Крылова.(слайд№12)

     

    Учитель: Какую роль играет музыка?                                                                                   

    Учитель: С какой целью она здесь использована.                                                       

    Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.          

    Учитель: Какая музыка по характеру?                                                                                  

    Учитель: Может у такой музыки быть композитор?                                             

    Учитель: В чем мораль сей басни?                                                            

    Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.

    Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев  и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк.

    Это звучала  МУЗЫКА!!!  (слайд № 13 !!!)

    СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2  А.П.БОРОДИНА

    Учитель : что отличает  прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?

    Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?

    Ученики :  Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель.                                                      

    Учитель: Кто исполнял эту музыку?                                                                                  

    Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит  от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.

    Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть) .

    А произведение называется «Квартет №2» (слайд №14)   (Показ портрета А.П.Бородина)

    А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств  для  обучения сына. Из-за слабого здоровья.  Бородин проходил домашнее обучение  по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

    Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

    Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной  Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда  был за границей, вдалеке от жены.

    Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.     Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно.

    (слайд №15) – итог, повторение.

    Учитель: Отгадайте загадку:                                                                                             

    Движенья плавные смычка  -  Приводят в трепет струны,                                                                                               Мотив журчит издалека    -     Поёт про вечер лунный.                                                                                                               Как ясен звуков перелив,   -      В них радость и улыбка,                                                                                               Звучит мечтательный мотив  -    Его выводит…..( скрипка).

    Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?                                                 Ученики: "Волшебный смычок”. Старик отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему, а всем. Эта песня о  необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.         Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. Исполнение песни  "Волшебный смычок”  (слайд №16-17)

    Поиграем в игру «Найди свою пару».  Условия игры:                                     

    У одних — начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти фразы и сказать название басни. Найти соответствие.

    У сильного всегда                                                           

    А Васька слушает

    Чтоб музыкантом быть,                                     

    Когда в товарищах согласья нет,

    Ты виноват уж в том,                                                     

    Оглянуться не успела,

    Чем кумушек считать трудиться,                                 

    бессильный виноват.

    да ест.                                                                              

    так надобно уменье.

    на лад их дело не пойдёт.                                               

    что хочется мне кушать.

    уж зима катит в глаза.                          

    не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

    Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка? Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка.

    (слайд №18)

    Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

    Домашнее задание: (слайд№19)

    1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.                                

    2) Читать  басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.                                                                                   

    3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».

    В работе  использованы  ресурсы сети  интернет и сайты интернета:

    http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки

    http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL

    http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0

    http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf

    http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg

    http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg

    http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2

    http://moscow-music.narod.ru/klassika/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист

    http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064

    http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация

    (видео-ролик загружен по ссылке

    http://viki.rdf.ru/item/590/download/

    "Квартет" (Крылов)  Добавлено: 2008-08-27

    Автор: Синецкая Галина

    http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/

    http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351



    Источник: http://files.mail.ru/XORWGB
    Категория: "Мой мультимедийный урок" | Добавил: rrr0901 (08.05.2012)
    Просмотров: 1209 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]