Урок предусматривает использование следующих
интерактивных технологий:
А) технологию проблемного
обучения.
Б) технологию
занимательных моментов.
В) технологию
мультимедиа. Эта технология использовалась для:
ü объявления
темы;
ü как
сопровождение объяснения учителя;
ü как
информационно-обучающее пособие. Здесь акцент ставился на собственную
деятельность ребенка, осознанию и переработке нового материала. Учитель
выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной
деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь.
Г) технологию критического мышления (рефлексия).
Кабинет делится на 3 рабочие зоны,
оснащенные полным комплектом
дидактического материала,
необходимого для работы учащихся.
При входе в
класс, учащиеся выбирают на столе учителя картонные кружки одного из трех
цветов (красный, синий, зеленый), руководствуясь собственными предпочтениями.
Делятся на группы и рассаживаются,
согласно выбранным кружкам, за отдельные столы.
I. Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на
личностно – значимом уровне и поиск формулирования темы урока происходит через
решение проблемного вопроса. Для этого задается проблемная ситуация (рассказ
сказки В.Бианки «Сова», Приложение 3) и происходит поиск путей решения проблемы
и ответа на проблемный вопрос с использованием слайдов презентации.
II. Актуализация
знаний и затруднений в деятельности.
На данном этапе запланирован
анализ известной информации и её преобразование, работа с рабочими листами.
Работа с термином «экология», формулирование законов природы и запись их в
рабочие листы. Выявление причинно-следственных связей между условиями неживой
природы и расселением живых организмов
на планете через метапредметные связи с географией (работа с терминами
«экватор», «полярные пояса»). Формулирование темы урока.
III. Построение
проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
Выполняется групповая исследовательская работа - создание проекта
этажа живой природы, соответствующий специфике группы. Для этого необходимо
использовать дидактические материалы, лежащие на столах у каждой группы. Из
трех конвертов, лежащих на столе, учащимся необходимо выбрать тот конверт и его
содержимое, который будет соответствовать проектируемой ими зоне. Выбор
осуществляется с помощью текстов, напечатанных на конвертах. Затем, после
правильного выбора конверта (при
необходимости, ту или иную группу консультирует учитель), необходимо оформить
плакат в виде макета земного шара, разместив на нем в соответствующих зонах
фотографии растений и животных, находящиеся в выбранном конверте.
Ребята, выбравшие красные кружки,
проектируют жаркий этаж, синие –
холодный, зеленые – умеренный. После
окончания работы над проектом, двое учащихся от группы защищают свой проект.
Остальная часть класса задает этой паре вопросы, исправляет ошибки, помогает в
защите.
На данном
этапе работы закрепляется умение работать со схематическими моделями,
выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик
объекта, уметь преобразовать
информацию из одного вида в
другой, а также умение
оценивать других.
IV. Физминутка.
Выполнение
дыхательных и физических упражнений под музыку, повторяя движения за колобком
на слайдах презентации.
V. Первичное закрепление.
Учитель предлагает учащимся на основе проектов, оформленных каждой
группой, заполнить таблицу в рабочих
листах «Распределения живых организмов по природным этажам в соответствии с
условиями неживой природы» с опорой на слайды презентации. Проводят само- и
взаимопроверку в рабочих картах с опорой на слайд № 24 презентации. На данном этапе урока осуществляется
совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с
учителем.
Затем учитель, подводя итог работы,
заменяет понятие «этажи живого мира» на термин «природные зоны» и предлагает
сформулировать определение понятия «природные зоны».
На уроке предполагается использование
электронного ресурса из Единой коллекции ЦОР -
интерактивной карты природные зоны Земли. (Приложение №1. Слайд №24. Необходимо нажать на слово
«Природные зоны» и подождать пока загрузиться интерактивное приложение. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f5-1000-4ddd-c28a-2d0047fe0b0f/?from=000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3&interface=themcol).
Просмотр отдельных природных зон и обитающих там животных и
растений.
Основная цель работы с интерактивной
картой совпадает с основной
дидактической целью урока, т.е. происходит формирование понятия о многообразии живого
мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
VI. Самостоятельная работа и
самопроверка.
На данном этапе учитель направляет
деятельность учащихся на выполнение задания в рабочих листах «Проверь себя»
(необходимо найти соответствие и соединить линиями понятия и термины, изученные
на уроке).
Затем следует самопроверка (или
взаимопроверка) с опорой на слайд презентации. И выставление оценок в рабочих
листах.
VII. Включение в систему знаний и
повторения.
На данном этапе учитель подводит итог
урока и вводит экологический аспект в содержание урока
через просмотр слайдов №27-34 презентации. Через диалог с учителем ученики высказывают
ранее усвоенные знания об охране планеты Земля от человеческого воздействия.
VIII. Рефлексия
На данном этапе происходит самооценка
учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и
границ применения нового способа действия.
Учащиеся проводят самооценку своей
деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа используя для
этого таблицу рефлексии.
Затем один человек из группы проводит
групповую рефлексию с помощью слайда презентации и оценивает работу других команд, используя
критерии таблицы рефлексии из рабочего листа.
IX. Домашнее задание.
На данном этапе учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания. Консультирует и объясняет д/з.
1) Выучить зоны и
организмы, населяющие зоны.
2) Нарисовать или
написать сказку о том, как человек должен себя вести в природе.
Источник: http://yadi.sk/d/a5YDRolH5-Pis |