Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 04:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

гуманитарные предметы [3]
точные науки [2]
начальные классы [1]
предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [2]
предметы естественного цикла [1]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » "Мой мультимедийный урок-2013" » гуманитарные предметы

    Соколова Галина Георгиевна, "Жизненные искания князя Андрея Болконского"
    Слайд №1
    Учитель: Ребята, как вы думаете: почему я взяла этот эпиграф к уроку? (Отвечая, учащиеся сами называют тему урока.)                                                                                                       

    Этот эпиграф к уроку я взяла не случайно. Потому что жизнь, в понимании Л.Н.Толстого, истинная, честная, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними - добрые открытия и озарения, обогащение души. Такой была жизнь писателя, такой жизнью жили любимые герои Толстого.  

    Сегодня на уроке мы обратимся к одному из образов - образу князя Андрея Болконского, в жизни которого было много периодов, повлиявших на его мировоззрение, проследим его жизненный путь, состоявший из постоянных поисков смысла жизни, и узнаем, что было целью его жизни. Ведь на протяжении всего романа князь Андрей ищет свое предназначение в жизни, пытается найти дело, которому следовало отдать все свои силы. 

    И в конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?    

    Слайд №2

    Вопросы:
    1.Где мы впервые встречаемся с князем Андреем?
    2.Каков портрет его? Зачитайте.(стр.16)
    3.Что автор выделяет в его портрете? О чем это говорит? 
    4.Итак, каков  Болконский в начале романа? (Уже сложившимся человеком: офицер, образован ,умен, незауряден. Женат, известен в свете, но разочарован в  жизни. В душевном кризисе. «Эта
    жизнь не по мне…»
    5.Что послужило для него выходом из тупика? (Он решает ехать на войну)
    6.Зачитайте разговор в салоне с Пьером (стр.30).

    Слайд№3

    Вопросы:
    1)Почему князь Андрей собирается на войну?
    2) О чем мечтает Андрей? (О своем Тулоне)
    3)Что такое «Тулон»? С какой исторической личностью связано это слово?
    4)Кем был Наполеон для Болконского?

    Учитель: Действительно Наполеон был кумиром того времени, не только Болконского.  
    Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: Мы все глядим в Наполеоны…

    1) Какой художественный прием использовал поэт? (метонимия)
    2)О чем думает князь накануне  Аустерлицкого сражения? Зачитайте(256).  
    3) Что происходит с князем после сражения? Какие мысли ему приходят в голову ? Зачитайте (эпизод «Небо Аустерлица») (стр.282-284).
    4)Почему Толстой использует слово «небо» в этом эпизоде несколько раз? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)
    5)К какому выводу приходит князь? («Да! Все пустое, все обман…»Андрей пришел к выводу, что естественная жизнь природы и человека более важна ,чем война и слава Наполеона, его кумира.)

    Учитель: И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»
         
    Какие события происходят в жизни Андрея дальше? (Разочарованный князь оставляет военную службу и возвращается домой. Рождение сына, смерть жены заставили прийти к выводу: надо жить для родных.)

    1)Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? (Нет)

    Учитель: Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

    Слайд№4

    1)Какие слова произносит Пьер? Зачитайте (375 стр.) («Надо жить, надо любить ,надо верить….»)
    2)Как эти слова повлияли на Андрея? (Они указали Андрею путь к счастью.)

    Зачитайте эти строчки (стр.375).

    3)Какие события помогли князю переосмыслить жизнь? (Встреча со старым дубом, Наташей Ростовой помогли Андрею ощутить радость жизни, возможность приносить пользу людям.)

    Учитель: Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему.

    1)  Докажем это. Какой эпизод подтверждает это?                                       

    Слайд№5

    Найдите описание старого дуба. Зачитайте(403стр.)
    2)Что думал герой в это время?

    Слайд№6

    Учитель: 1)Что еще повлияло на Андрея? (Разговор Наташи с Соней)

    Зачитайте этот разговор (404-406).
    2)Что изменилось в жизни Андрея после случайно слышанного разговора в Отрадном? (Он был поражен жизнелюбием Наташи. Андрей завидует ее    умению быть счастливой  .После этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

    3)Какой эпизод подтверждает это? (Вторая встреча с дубом)

    Слайд№7

    Учитель: Вот перед нами снова старый дуб. Что же теперь видит князь?

    Зачитайте.(406-407стр.)

    К какому выводу Болконский приходит?

    Индивидуальное задание:  
    Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом? (Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он любит Наташу Ростову. Но это счастье оказалось кратковременным. Андрей разочаровывается в Сперанском. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Опять тупик, опять разочарование.)

    Слайд№8

    Вопросы:  
    Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

    Индивидуальное задание:

    Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея? (Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Грозные события 1812 года, опасность, нависшая над Родиной, возвращают его к жизни. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им. В ночь перед Бородинской битвой князь 
    Андрей выражает уверенность в том, что исход сражения предрешит любовь русского солдата к родине. Эту любовь он глубоко носит в себе, ее проявление он видит в своих солдатах .Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения  ощутилось  единство помыслов князя Андрея и народа.

    (Зачитывает, стр.168 (вверху и внизу).

    Учитель:              
    1)Чем закончилось Бородинское сражение для князя Андрея? Что мы узнаем о нем в финале романа?
    (Ранение , прощение врагов, новая встреча с Наташей Ростовой, обретение внутренней и внешней гармонии с миром.)

    Учитель: Вернемся к началу урока, к вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?»
    (Жизнь князя Андрея , его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

    И хотя герой погибает, мы выносим важнейший урок из судьбы Андрея Болконского: истина , по Толстому, заключена в прощении и примирении с жизнью, и познание ее требует от человека душевной работы, отказа от индивидуализма и эгоизма.)

    2)Как вы соотносите эпиграф и тему урока?                                                                    
    3) У меня в руках три предмета: цветы, ваза, свеча. Что из них вы соотнесете с образом князя Андрея? (Ребята работают в группах по четыре человека, затем заслушиваются  их ответы)                                                                                                                                                          

    Учитель: М.Горький назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения».  

    1)Что вы, ребята, взяли для себя из этого урока? Что было для вас « нравственным прозрением»?

    Слайд№9

    Учитель: М.Волошин, поэт начала xx века, сказал:«У каждого человека свой посох: бери его и иди».  
    Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

    Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, эти прекрасные слова М.Волошина и каждый из вас найдет « достойный  посох» и честно пройдет с ним по жизни.
     
    Учитель: В заключение я предлагаю вашему вниманию фрагмент видеофильма, чтобы вы могли соприкоснуться с прекрасным, созданным великими мастерами кино xx века.

    (Фрагмент видеофильма «Война и мир»)

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашнее задание: Подобрать цитаты к образу Пьера Безухова. По желанию :разгадать загадку Толстого: почему  над Наполеоном перед началом Аустерлицкого сражения ясное небо, а над лежащим Болконским оно уже с плывущими облаками?


    Источник: http://yadi.sk/d/7nw6-8rX4v1PC
    Категория: гуманитарные предметы | Добавил: rrr0901 (17.05.2013)
    Просмотров: 2235 | Рейтинг: 4.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]