Слайд №1 Учитель: Ребята, как вы думаете: почему я взяла этот эпиграф к уроку? (Отвечая, учащиеся сами называют тему урока.)
Этот эпиграф к уроку я взяла не случайно. Потому что жизнь, в понимании Л.Н.Толстого, истинная, честная, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними - добрые открытия и озарения, обогащение души. Такой была жизнь писателя, такой жизнью жили любимые герои Толстого.
Сегодня на уроке мы обратимся к одному из образов - образу князя Андрея Болконского, в жизни которого было много периодов, повлиявших на его мировоззрение, проследим его жизненный путь, состоявший из постоянных поисков смысла жизни, и узнаем, что было целью его жизни. Ведь на протяжении всего романа князь Андрей ищет свое предназначение в жизни, пытается найти дело, которому следовало отдать все свои силы.
И в конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?
Слайд №2
Вопросы: 1.Где мы впервые встречаемся с князем Андреем? 2.Каков портрет его? Зачитайте.(стр.16) 3.Что автор выделяет в его портрете? О чем это говорит? 4.Итак, каков Болконский в начале романа? (Уже сложившимся человеком: офицер, образован ,умен, незауряден. Женат, известен в свете, но разочарован в жизни. В душевном кризисе. «Эта жизнь не по мне…» 5.Что послужило для него выходом из тупика? (Он решает ехать на войну) 6.Зачитайте разговор в салоне с Пьером (стр.30).
Слайд№3
Вопросы: 1)Почему князь Андрей собирается на войну? 2) О чем мечтает Андрей? (О своем Тулоне) 3)Что такое «Тулон»? С какой исторической личностью связано это слово? 4)Кем был Наполеон для Болконского?
Учитель: Действительно Наполеон был кумиром того времени, не только Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: Мы все глядим в Наполеоны…
1) Какой художественный прием использовал поэт? (метонимия) 2)О чем думает князь накануне Аустерлицкого сражения? Зачитайте(256). 3) Что происходит с князем после сражения? Какие мысли ему приходят в голову ? Зачитайте (эпизод «Небо Аустерлица») (стр.282-284). 4)Почему Толстой использует слово «небо» в этом эпизоде несколько раз? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.) 5)К какому выводу приходит князь? («Да! Все пустое, все обман…»Андрей пришел к выводу, что естественная жизнь природы и человека более важна ,чем война и слава Наполеона, его кумира.)
Учитель: И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?» Какие события происходят в жизни Андрея дальше? (Разочарованный князь оставляет военную службу и возвращается домой. Рождение сына, смерть жены заставили прийти к выводу: надо жить для родных.)
1)Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? (Нет)
Учитель: Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.
Слайд№4
1)Какие слова произносит Пьер? Зачитайте (375 стр.) («Надо жить, надо любить ,надо верить….») 2)Как эти слова повлияли на Андрея? (Они указали Андрею путь к счастью.)
Зачитайте эти строчки (стр.375).
3)Какие события помогли князю переосмыслить жизнь? (Встреча со старым дубом, Наташей Ростовой помогли Андрею ощутить радость жизни, возможность приносить пользу людям.)
Учитель: Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему.
1) Докажем это. Какой эпизод подтверждает это?
Слайд№5
Найдите описание старого дуба. Зачитайте(403стр.) 2)Что думал герой в это время?
Слайд№6
Учитель: 1)Что еще повлияло на Андрея? (Разговор Наташи с Соней)
Зачитайте этот разговор (404-406). 2)Что изменилось в жизни Андрея после случайно слышанного разговора в Отрадном? (Он был поражен жизнелюбием Наташи. Андрей завидует ее умению быть счастливой .После этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)
3)Какой эпизод подтверждает это? (Вторая встреча с дубом)
Слайд№7
Учитель: Вот перед нами снова старый дуб. Что же теперь видит князь?
Зачитайте.(406-407стр.)
К какому выводу Болконский приходит?
Индивидуальное задание: Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом? (Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он любит Наташу Ростову. Но это счастье оказалось кратковременным. Андрей разочаровывается в Сперанском. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Опять тупик, опять разочарование.)
Слайд№8
Вопросы: Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)
Индивидуальное задание:
Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея? (Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Грозные события 1812 года, опасность, нависшая над Родиной, возвращают его к жизни. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им. В ночь перед Бородинской битвой князь Андрей выражает уверенность в том, что исход сражения предрешит любовь русского солдата к родине. Эту любовь он глубоко носит в себе, ее проявление он видит в своих солдатах .Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения ощутилось единство помыслов князя Андрея и народа.
(Зачитывает, стр.168 (вверху и внизу).
Учитель: 1)Чем закончилось Бородинское сражение для князя Андрея? Что мы узнаем о нем в финале романа? (Ранение , прощение врагов, новая встреча с Наташей Ростовой, обретение внутренней и внешней гармонии с миром.)
Учитель: Вернемся к началу урока, к вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» (Жизнь князя Андрея , его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.
И хотя герой погибает, мы выносим важнейший урок из судьбы Андрея Болконского: истина , по Толстому, заключена в прощении и примирении с жизнью, и познание ее требует от человека душевной работы, отказа от индивидуализма и эгоизма.)
2)Как вы соотносите эпиграф и тему урока? 3) У меня в руках три предмета: цветы, ваза, свеча. Что из них вы соотнесете с образом князя Андрея? (Ребята работают в группах по четыре человека, затем заслушиваются их ответы)
Учитель: М.Горький назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения».
1)Что вы, ребята, взяли для себя из этого урока? Что было для вас « нравственным прозрением»?
Слайд№9
Учитель: М.Волошин, поэт начала xx века, сказал:«У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.
Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, эти прекрасные слова М.Волошина и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни. Учитель: В заключение я предлагаю вашему вниманию фрагмент видеофильма, чтобы вы могли соприкоснуться с прекрасным, созданным великими мастерами кино xx века.
(Фрагмент видеофильма «Война и мир»)
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание: Подобрать цитаты к образу Пьера Безухова. По желанию :разгадать загадку Толстого: почему над Наполеоном перед началом Аустерлицкого сражения ясное небо, а над лежащим Болконским оно уже с плывущими облаками?
Источник: http://yadi.sk/d/7nw6-8rX4v1PC |