Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 30.04.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Начальные классы

    Природное сообщество. Океаны Земли. Жизнь в море

    1.     Организационный момент.

    Встали  все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Все с улыбочкой вздохнём

    И урок мы наш начнём.

     

    2.     Актуализация знаний.

    Объясните смысл фразы: « не для школы, а для жизни мы учимся».

    - Изучение какой темы мы закончили на прошлом уроке? ( природные зоны)

    - Перечислите природные зоны по мере их удаления с севера на юг.

    (Арктика, тундра, зона лесов, степь, пустыня)

    - В какой из природных зон мы проживаем? (степь)

    - Я буду называть животное или растение, а вы назовите природную зону, в которой оно обитает ( белый медведь, бурый медведь, верблюд, морошка, скорпион, полынь, дрофа, саксаул, лемминг, лось).

    - А где ещё можно наблюдать те же изменения растительности, что и при движении с севера на юг по природным зонам? (спускаясь с горы)

     

    3 Работа в парах.

    -Чего не хватает в «чужих» зонах перечисленным ниже растениям и животным?

    Пальме и верблюду в тайге?

    Ели и медведю в пустыне?

    Пшенице и дрофе в тундре?

    Клюкве и  гагаре в степи?

    3.     Постановка учебной задачи.

    Мы с вами сейчас доказали, что верблюд не может без солнца и тепла, белый медведь без снега и льда, гагара без скалистых гор, а клюква любит влагу. Иначе говоря, каждый из них приспособился к определённым климатическим условиям и может существовать в том природном единстве, которое сложилось в определённых условиях  окружающей среды, значит в своём сообществе. Что такое природное сообщество? В них образуются особые связи между живой и неживой природой, так и между живыми организмами.  А какая среда обитания нужна таким животным как синий кит, краб, морж? (морская вода) Продолжите этот ряд. (медуза, осьминог, акула, дельфин и т.д.) (слайд 1)

    Вот об этих животных и их среде обитания мы с вами сегодня и будем говорить на уроке. Итак,  тема урока: «Природное сообщество. Океаны Земли. Жизнь в море».

    Сегодня у нас  впереди исследования океанов и морей. В результате наших исследований мы должны понять, как взаимосвязаны растения и животные моря и какое значение для их существования имеет деятельность человека.

     

    4.     Постановка проблемы.

    Думаю, что многие из вас слышали о великом норвежском исследователе, учёном Туре Хейердале. Он посвятил свою жизнь изучению мира и  известен своими морскими путешествиями. Прочитайте фразу этого известного человека. Как вы думаете, почему Тур Хейердал сказал, что «Наша планета скорее Океания, чем Земля»?

    - Очень интересно было выслушать ваши мнения.

    - На этом уроке, я надеюсь, вы узнаете для себя много нового и убедитесь, что это действительно так.

     

    5.     «Открытие» учащимися новых знаний.

    а) Загадка:

    Кругом вода,

    А с питьём беда.  ( море или океан )

     

    Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек. Нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялась бы вода. Это древнейший источник энергии. Самый известный растворитель. Его на Земле 1 миллиард 338 миллионов куб.

     

    А сколько на Земле океанов? (4) (слайды 4-7) (слайд 3)

    б) Стихотворение «Океаны Земли»  (показать на глобусе океаны Земли)

     

    Спят четыре океана

    Синеглазых великана.

    Солона у них водица,

    Не удастся ей напиться.

    Тихий океан к востоку,

    Самый сильный и большой.

    Атлантический на Запад

    С голубой бежит волной.

    Океан Индийский к Югу

    Занимает синий угол.

    А для Северных сторон

    Ледовитый шлёт поклон.

    М.Погарский

    Тихий океан – самый большой, самый глубокий.

    Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.

    Индийский -  третий по величине океан.

    Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.

     

    в) Значение океанов.

        Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни.

    -Как вы  думаете, при каких условиях это возможно? (при бережном отношении к морским ресурсам)

     

     

    г) Работа с картой полушарий (слайд 8) (перед этой работой провести опыт – вода легко переливается из одного сосуда в другой)

    - А может ли  вода каким-то образом попасть из одного океана в другой?

    Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий и вы поймёте, что может.

    «Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое. Между океанами нет границ!»  В.И.Вернадский  

     

    д) Знакомство с морями.  

    Наш следующий этап урока – знакомство с морями.

         Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.

         -Когда произносится слово «море», что вы себе представляете?

    -Кто из вас был на море?  (слайды 9-12)

    Есть у моря свои законы,

    Есть у моря свои повадки.

         Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.

    -Какие моря с цветными названиями вы знаете? (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)

    Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.

    Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.

    Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.

    Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами.  (слайд 13) На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.

        Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.

    А вот вода в  Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю.

     

    е) Физкультминутка «Морская зарядка»

     

    ё) Жизнь в море.

         Водоёмы использует человек для своих хозяйственных нужд, водные дороги связывают один материк с другим. Но море – это прежде всего среда обитания растений и животных, это их дом. Этот огромный мир со своими обитателями живёт по особым законам. Все растения и животные, которые обитают и взаимодействуют в море, составляют его природное сообщество. Не сразу человек научился использовать дары моря, боялся водной стихии.

    ( загадка из тетради - отгадка в чёрном ящике – мел;

    выставка морских сувениров)

    ж) Для большинства миллионов удивительных существ море – родной дом. Давайте познакомимся с его обитателями. Начнём с самого верхнего слоя воды.   (слайд 14)

    Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в верхних, более тёплых слоях морей и океанов. Планктон кормит весь животный мир морей и океанов – от мелких рыбёшек до голубого кита. И не случайно: в планктоне есть всё необходимое для роста живых существ – и белки, и жиры, и витамины.

     

    з) Водоросли (слайд 15,16)

        Водоросли – пища и настоящий дом для мелких морских жителей. Из водорослей человек добывает йод, красящие и желеобразующие вещества. Морские бухты часто зарастают водорослью ламинарией ( морской капустой), которая является диетическим продуктом. (показать)

     

    и) Животный мир моря (слайды 17-24 ) - рассказы детей

    синий кит    (работа с учебником стр.17)

    дельфин

    осьминог (загадка : Что за чудо здесь плывёт – голова и восемь ног?)  

    акула

    морская звезда

    медуза

    морской конёк

    краб

     

    й) Рассматривать отдельно животный и растительный мир моря или океана, как и другого природного сообщества невозможно, т.к. они взаимодействуют друг с другом. Человек должен знать это, чтобы не разрушить гармонию, созданную самой природой.

     

    6. Работа в тетради с печатной основой (стр.6)

    водоросли  -    планктон  -   синий кит

    водоросли  -   рачки  -   рыбы  -   моржи

    водоросли -    планктон  -   морские губки

    водоросли  -   рыбы  -   чайки

     

    7. Экологические проблемы (презентация)

    Освоение Мирового океана только начинается, но много бед несут ему люди.

    Огромный ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь страдают птицы. Их перья склеивает нефть и они уже не могут взлететь и погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения и животные.

       Очень вредит мировому океану бытовой мусор. Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего путешествия по Атлантическому океану: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину.» Со временем этого путешествия прошло более 40 лет и загрязнение океана значительно усилилось (сказка о золотой рыбке)

    -Вспомните сказку А.С.Пушкина про золотую рыбку. Как хорошо ей жилось в огромном синем море! Она готова была любой ценой откупиться, чтобы её отпустил старик. Как вы думаете, о чём бы попросила сейчас нас та золотая рыбка? (мнения детей)

    Обобщение:

    - Не отпускай меня в море, лучше я буду жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.  

     

      8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

     Что же делать? Как спасти  моря и океаны? (мнения детей)

    Водоросли, креветки, крабы, мидии, устрицы, обитающие в морях – мощнейшие очистительные сооружения в мире. Нужно лишь создать условия для их обитания.

     

    9. Рефлексия.

    Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Давайте попробуем обобщить  всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке и написать синквейн на тему «Океан»

    1.     Океан                                                     1. Океан

    2.     Великий, бесконечный                        2.Безбрежный, огромный

    3.     Волнует, пугает, шумит                       3.Бушует, ревёт, удивляет

    4.     Наши океаны – загадочный мир.        4. Пугающая сила для человека.

    5.     Тайна.                                                     5. Стихия.

     

    10.Д/з стр. 9 – 1, тетрадь стр.5  



    Источник: http://depositfiles.com/files/iflhedchy
    Категория: Начальные классы | Добавил: rrr0901 (13.05.2011) | Автор: Панкратова Ольга Ивановна
    Просмотров: 11256 | Рейтинг: 4.8/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]