Тема урока «Род существительных». Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-исследование. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи. Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное» Формы организации учебной деятельности: • групповая ; индивидуальная; • фронтальная Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. Оборудование урока и ресурсное обеспечение: • компьютер, мультимедийный проектор. • программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.135-136. • Раздаточный материал – карточки Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий. Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.
Ход урока I. Организационный момент II. Чистописание ле ел со то во Слайд 2 Игра «Ассоциация» - Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой. Запись слов в тетрадь под диктовку. зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна III. Подведение к проблеме - Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год) - Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное) - Найдите в словах изученные орфограммы. - Разделите слова на три группы. 1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка; 2 группа: снег, лед; 3 группа: Рождество. - Почему разделили именно так? (ж.р., м.р., с.р.) - Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? ( подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых). Работа с правилом с. 135. - Назовите тему урока. Чему будем учиться? - Какие слова остались, почему? ( «санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы) - А могут ли слова данные иметь род? ( «….», род имеют существительные ед. числа.) - Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»? На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы, санки, рукавички. - Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»? - Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.) IV. Физминутка для глаз V. Формулирование проблемы - Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род? - Как определить род неизменяемых слов? VI. Составление плана исследования. 1. Формирование гипотезы -Наверно есть. - Нет, скорее всего, больше нет никакого рода. (Деление на группы) 2. Выбор методов исследования - Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник) 3. План последовательности проверки исследования. А) прочитать слова; Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику); В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду; Г) сделать вывод. VII. Проведение исследования Работа в 2 группах. 1. Сбор и обработка информации. На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя, волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка, корова, дерево, кофе, кот, солнце, кафе, пальто, курица, кошка, какао, бык. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Найдите однокоренные слова? (тигр-тигрица, волк – волчица, кот - кошка) - Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми. (петух-курица, бык – корова) 2. Анализ и обобщение, полученных материалов. Обучающиеся структурируют слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал. 3. Подготовка отчета исследования Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных. VIII. Подведение итогов исследования 1. Защита сообщения 2. Обсуждение итогов завершенной работы - Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно? - Почему? - Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование) Работа с правилом с. 136 IX. Физминутка Руки вверх – сущ. м.р. Руки вперед – сущ. ж.р. Руки на пояс – сущ. с. р. Руки вниз – сущ. общего рода. зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля, Рождество, Дед Мороз, соня X. Рефлексия - Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры) Имена существительные имеют род: Определить род можно по …. и по ….. Несклоняемые существительные имеют род, можно определить …. Имена существительные мн. ч. род … XI. Итог урока Выставление оценок с комментированием. Д\з уч. с. 136 №3, правила. |