Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 30.04.2024, 14:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Начальные классы

    Для чего нужен компас? Ориентирование

    1.      Организационный момент.

    - Я предлагаю вам подготовиться к путешествию.

    -Скажите, с чего начинается любое путешествие? ( подготовка, выбор маршрута и т.д.)

     

    2.      Актуализация знаний и затруднения в деятельности.

    Выберем  направление движения – ориентацию, назовите основные и промежуточные стороны горизонта.( Слайд №2, вписываем промежуточные стороны  горизонта)

                                       

    Возьмите маршрутные листы и ручки. Чертим маршрут.(Графический диктант)

     1 шаг – 1 клетка: От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад ( 1 шаг- 1 клетка), 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. Что получилось? (5).

    У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта. (При проверке –слайд №3).

    3.      Постановка учебной задачи. (Слайд №4 «Подумай!»)

    - Молодцы, ребята! Стороны горизонта на карте мы  определите  верно. А кто  покажет стороны горизонта в нашем классе? Как это можно проверить?

    - Что   нам поможет   сориентироваться? Подумайте.

    И в тайге, и в океане                              На ладонь он ляжет весь.

    Он отыщет путь любой.                        Не часы, а стрелка есть.

    Умещается в кармане,                            Он в дороге пригодиться -

    А ведёт нас за собой.                             С ним нигде не заблудиться.

       - Подумайте, что мы   узнаем, чему научимся на уроке?

        (Дети   ставят перед собой цель.)

         4.  Построение проекта выхода из затруднения.

    1) Так что же такое компас? ( Слайд № 5). Для чего он нужен? ( Компас – прибор, помогающий определить стороны  горизонта). А по морскому – компас.

    - Какая часть компаса  является самой важной? Ответьте на этот вопрос после просмотра видеофрагмента. ( Видеофрагмент е14 «Свойства магнита. Магнитная стрелка компаса».  – Намагниченная стрелка на стальной игле.Намагниченная стрелка «тянется» к северному и южному полюсам Земли.С этим вы продолжите знакомство на уроках физики в старших классах.Посмотрите, как это происходит. Видеофрагмент е20 «Магнитные полюса Земли»)

    2) Из истории возникновения компаса. (Слайд № 6   )

      - Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Учёные  предполагают, что первые компасы  появились в Китае   : уже 2,5 тыс. лет назад китайские учёные    знали свойства магнита и использовали магнитную стрелку для определения сторон горизонта.

    (С этим - Древние мастера называли компас - «ведающий югом», так как в начале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали  железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.  

     - Первые компасы были громоздки и не похожи на сегодняшние. Вот ещё один из древних китайских компасов: диск и намагниченная ручка «ложки»(так выглядела  магнитная стрелка) всегда указывала на север. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные.  

     - Может быть кто-то из вас уже пользовался компасом, или дома есть компасы. Кто ответит на вопрос: чем современные компасы удобнее древних китайских?

    3) Практическая работа «Знакомство с устройством компаса».(Слайд №7).

    - Рассмотрите устройство компаса на с. 74 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас?  

        

          - Можно ли сказать, что современным компасом пользоваться удобнее? Почему?

          - С правилами пользования компасом вас познакомят помощники – консультанты: (Слайд № 8)

    a)                                                                                                                 Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

    b)                                                                                                                 Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

    c)                                                                                                                 Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

    d)                                                                                                                Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

           - Откройте предохранитель и совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой  С.

     4.  Первичное закрепление во внешней речи. Организуем 3 группы туристов .  Каждая группа получает задание.( Слайд № 9 )

    1 группа:1) Какие предметы в классе находятся в северном направлении? 2. Ваша группа  вошла в лес . В северном направлении находится ваше место отдыха. В каком направлении  вы  будете возвращаться  обратно домой?

    2 группа:1) Какие предметы в классе находятся в южном направлении? 2) Ваш маршрут  пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно ?( с-з).

    3 группа: 1) Какие предметы в классе находятся в западном направлении? 2) Что бы вы подарили Машеньке из сказки «Три медведя»? Почему?

    - Спортивное ориентирование на местности включено в программу чемпионата мира.

    Итак, чтобы знать куда возвращаться, нужно определить направление движения в начале пути : пошёл на юг. Значит, возвращаюсь …на север..)

    Физ. Мин.

    5.  Постановка  проблемного   вопроса.

    - Как вы считаете, можно ли обойтись в   незнакомой местности без компаса?

    - Известный русский писатель Виктор Петрович  Астафьев родился в Сибири, в таёжном краю. Когда ему было 13 лет, он заблудился в тайге. Этот случай стал сюжетом  первого рассказа для детей  В.П.Астафьева. Послушайте отрывок из рассказа «Васюткино озеро».Ответьте на вопрос : Какие знания  необходимы Васютке, чтобы   найти  выход из огромной тайги?

    Васютка,ещё  13-летний подросток, но уже бывалый рыбак и охотник, отправился с разрешения  матери в тайгу , за кедровыми шишками.Он взял с собой спички,ружьё, нож да краюшку хлеба. Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за  затесями : пометками на деревьях. Когда набрал полный мешок кедровых шишек и собрался идти домой по тем же затесям, вдруг впереди что-то сильно захлопало.»Глухарь!»- догадался Васютка и сердце его замерло...Большая, грузная птица улетала от мальчика всё дальше и дальше, а Васютка, забыв обо всём на свете , старался нагнать её. Вдруг он спохватился: «Где же  затеси?» Пора уж  им быть, но знакомых зарубок не было..Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу.Васютка заблудился.Он стал вспоминать рассказы деда, отца и бывалых охотников. Так,... почти голая сторона у ели, значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. На  юг надо идти, там Енисей ... Третий день брёл Васютка по тайге ...

    - Какие знания,   необходимы Васютке, чтобы  найти выход из огромной тайги?

    - Откройте стр. 75, прочитайте (вслух),  как определить стороны горизонта по местным признакам.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

    - Составим  памятку путешественнику с помощью   учебника и таблицы. (Работа в группах или в парах, дифференцированные задания по ведущему каналу восприятия, см. далее)

                                            Проверка памятки  . (Слайд №10)

    1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны .
    2. У берёзы кора белее и чище с южной стороны .
    3. Мхов и лишайников  на камнях и деревьях больше с северной стороны
    4. Снег  весной быстрее тает на южной  стороне склона 

    5.      Муравейник расположен с южной стороны   ближайшего дерева

    1. Трава гуще с южной стороны склона.
    2. Весной лунка в снегу под деревом с южной стороны.
    3. Смола  обычно на сосне с южной стороны.
    4. В полдень тень показывает  на север .

                    

     

    Обобщение: «Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление ?»(Нет, если нет компаса, то по нескольким признакам.)

    Правильно, главное - не теряйтесь. В солнечный день вы можете определить по солнцу стороны горизонта. Если вы в полдень встанете спиной к солнцу, то  впереди вас будет – север.   (Слайд № 11)     

     

    7.   Подумайте над сказкой  «Про Север, Юг, Запад и Восток», правы ли были герои сказки?

    Учитель.Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

    Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

    Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я –самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

    Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас –я.

    Запад. Встаёт –то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.

    Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы , глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

    - Почему Восток считал себя самым важным? А Запад? Кто прав?

    8. Закрепление изученного через решение задач.

                             А)  Картинная галерея.

    Картины великого русского художника  Шишкина И.И., мастера пейзажа  демонстрируются в Третьяковской галерее в Москве, на главной выставке России.(Слайд № 12) Давайте   попробуем определить стороны горизонта на этих картинах.

    1) Посмотрите, какой красивый восход солнца: золото разлилось по лёгким облакам, вершинам деревьев, дальним полям. Крестьянки отправились, возможно, за грибами или ягодами. В каком направлении они движутся? (Солнце встаёт на востоке, значит они идут в южном  направлении)( Слайд № 13)

    2)  Полдень. Золотая спелая рожь колосится. В каком направлении идут крестьяне? (Спиной к солнцу. В полдень солнце на юге. Тень указывает на север. Идут на север.) ( Слайд № 14 )

    3) Очень известная картина «Рожь». Во ржи одинокая сосна. Солнце высоко. Полдень.

    ( Слайд № 15)

    - Посмотрите на ствол сосны. На стороне , обращенной к нам, почти нет сучьев. Какая это сторона может быть? Но солнце в зените.Куда указывает тень? Точно, по одному признаку, мы можем  определить стороны горизонта? (Нет)

    - Умение ориентироваться спасло жизнь лётчику – герою Маресьеву. Во время ВОВ, его самолет был сбит над войсками противника, и он по лесу раненый много суток   продвигался к линии фронта. Борис Полевой написал о лётчике-герое «Повесть о настоящем человеке».

                       Физ. Мин.

          Б)   Подготовка и разбор Д/З с. 29 -32, с.31. № 6 (слайд №16)

                        Дифференцированное д/з:  выполнить задания по тетради или составить  свой маршрут путешествия .

      9. Итог урока. Оценка и самооценка деятельности.Чему сегодня научились на уроке? Кому и когда нужны полученные знания?

     10.Рефлексия. Какие  слова, по-вашему ,больше всего соответствуют  нашему путешествию: «красиво, взаимопомощь, отдых, трудности, познавательно, интересно, безопасность, правильный маршрут».(Слайд № 17)

                                                           Литература:

    Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».Универсальное планирование.2 класс.М.: «ВАКО», 2005.

    Астафьев В.П. Васюткино озеро: Рассказ - М.: дет., лит., 1980 («Книга за книгой»)

    Б.Н. Полевой Повесть о настоящем человеке: Петрозаводск, «Карелия», 1984.



    Источник: http://depositfiles.com/files/hct2gcxvr
    Категория: Начальные классы | Добавил: rrr0901 (15.05.2011) | Автор: Маркова Ирина Анатольевна
    Просмотров: 7075 | Рейтинг: 3.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]