Уроки литературы в 6 классе по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Хасанова Гульмайра Лазаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №2 р.п.Степное
Раздел: преподавание литературы Тема урока. Жизненная позиция героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути». Цель урока: достичь планируемых результатов: 1.Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; 2.Личностный результат – умение выражать своё отношение к героям, событиям; 3. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Задачи формирования УУД: Познавательные УУД: - умение формулировать тему и проблему урока; - умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ; - осуществлять совместную познавательную деятельность; - оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: - развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки; Регулятивные УУД: - умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка); - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение подводить итоги своей деятельности на уроке; - умение оценивать свои учебные действия. Тип урока: открытие новых знаний. Методы обучения: системно – деятельностный, проблемный, частично – поисковый.
Оборудование: 1. презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point 2. компьютер 3. экран 4. проектор 5. текст рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ Д.Лондона «Там, где расходятся пути». индивидуальное: подготовить сообщение «История золотой лихорадки»
Этап урока Действия учителя Действия учеников УУД время Оргмомент Приветствие класса. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) 2 мин Актуализация знаний История золотой лихорадки, охватившей Америку Сообщение учащихся Коммуникативные (умение строить речевое высказывание) 5 мин Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Чтение заглавия рассказа - Попробуйте сформулировать проблему урока. - Предположите, как могла образоваться эта проблема? (версии).Ответ на этот вопрос мы и будем искать. Работают над заглавием рассказа Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение сформулировать тему и цель урока) личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы) 3 мин. Проблемное объяснение нового материала. Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций. Вопросы: Почему рассказ начинается с эпиграфа – песни?
Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск информации в тексте, участие в диалоге. Предполагаемые ответы: Это швабская песня; поёт её Зигмунд. Швабы – жители средневекового немецкого герцогства Швабии; название части современных немцев, населяющих Вюртемберг; встречаются также в Австрии и Швейцарии; имеют свой диалект. Коммуникативные ( умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Личностные (учиться понимать точку зрения другого) Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы) 20 мин Каково портретное описание Зигмунда? Голубоглазый, золотоволосый юноша, мечтающий скорее вернуться в родной дом к любимой девушке. «Открытое лицо, голубые, весёлые глаза, и от всего его облика веяло свежестью и здоровьем» Как звучит его песня под холодными северными звёздами? Странно, волнующе. Она вселяет беспокойство, вызывает тоску по далёкому дому. Как относится к песне Зигмунда Дэйв Верц? Умоляет замолчать, ему больно её слушать, он мучается здесь: « Что за жизнь мы ведём уже целый год: питаемся чёрт знает чем и работаем, как лошади» А как себя чувствует здесь Зигмунд? «Живём по – скотски, зато наживаемся по – царски». « Надо потерпеть». « Золото желтеет, словно масло в маслобойне». Зачем приехала в лагерь белых золотоискателей индианка Сипсу? Проститься с ними. Её должны принести в жертву богам, чтобы закончился голод в племени. Почему именно её? Колдун сказал: « Боги очень сердятся, поэтому жертвой должна стать дочь вождя племени». Как Сипсу относится к решению шамана? «Она принадлежала к первобытному миру, и обычаи, по которым она жила, тоже были первобытные. Она привыкла принимать жизнь такой, как она есть, и считала человеческие жертвоприношения в порядке вещей» Как отразились верования, обычаи индейцев во взглядах Сипсу? «Силы, которые управляли сменой дня и ночи, разливом вод и морозами, силы, которые заставляли распускаться почки и желтеть листья – эти силы были порой разгневаны, и нужны были жертвы, чтобы склонить их к милосердию. Иногда же боги соглашались принять человеческую жизнь в жертву, и шаман умел угадывать их желания и никогда не ошибался в выборе. Всё было просто. Разными путями приходила смерть, но в конце концов всё сводилось к одному – к велению непостижимых и всемогущих сил. А как отнёсся к решению шамана Хичкок? « Нет, Сипсу, это неправильно. Ты молода и полна жизни. Ваш колдун болван, он сделал плохой выбор. Этому не бывать» В каких словах Сипсу автор намекает на смысл названия рассказа? «Жизнь жестока. Когда – то она создала нас: одного с белой кожей, другого с красной. Затем она сделала так, чтобы пути наши сошлись, а теперь они расходятся вновь. И мы не в силах изменить это». Почему товарищи Хичкока не хотят вмешиваться в жизнь племени и спасать Сипсу? Верц: « У них так принято, так велит их религия, это не наше дело. Нельзя навязывать свои взгляды». Хоз: « Нас четверо, их полсотни. Нас уничтожают. Кроме того мы напали на жилу, бросать её не следует» Зигмунд: «Идти против местных обычаев можно, если сила на твоей стороне» Какие аргументы использует Хичкок? « Мне бы всё время мерещились чёрные глаза той, которая погибла из-за моей трусости» Как говорит теперь с товарищами Хичкок? Язвительно. Удалось ли Хичкоку спасти Сипсу? Да Что случилось с товарищами Хичкока? Оглушительный ружейный залп разорвал тишину ночи. Хоз охнул, сделал движение , словно пытаясь выпрямиться, и тяжело осел на землю. Верц, уронив голову, опрокинулся на бок, потом захрипел, и кровь чёрной струёй хлынула у него из горла. А золотоволосый Зигмунд с неоконченной песней на губах взмахнул руками и упал поперёк костра. О чем рассказ Д.Лондона? Продолжают предложение: Рассказ Д.Лондона «Там, где расходятся пути» о … ( принципах, которым следует человек; о дружбе и преданности; о мужестве и храбрости; о несправедливости жизни; о выборе, который делает каждый из героев; о жадности) Как звучит в рассказе проблема выбора? Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя» ( см. Приложение) Найти в тексте те моменты, когда герои делают свой нелёгкий выбор ( Сипсу стоит перед выбором дважды. И каждый раз она перекладывает его на плечи другого: шаман в первом случае и Хичкок во втором). Хичкок делает нелёгкий выбор после некоторого раздумья, основываясь на своих принципах и осуждая друзей: «Будьте вы прокляты, жалкие трусы! Я вас больше знать не хочу!» Верц делает очень удобный выбор: «По-моему, нечего нам вмешиваться». Хоз: «Я тоже так думаю». Зигмунд делает самый распространённый выбор: « …я согласен с остальными». Как каждый из них объясняет свой выбор? От чего он зависит? На чьей стороне симпатии автора? Мини-дебаты Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование (см.Приложение) Регулятивные ( умение определять успешность выполнения своего задания) 5 - 7 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Пришла пора оценить свой труд на уроке. -Кто считает, что сегодня весь урок работал отлично? - Кто считает, кому немножко не хватило активности, смелости? - В чём вы испытывали затруднения? Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Определяют меру своего продвижения вперёд. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод. Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей). Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию). Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности) 5 Домашнее задание. Мини – сочинение: Кто из героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути» оказался прав: Хичкок или его прежние товарищи? 3 мин |