Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 08.05.2024, 04:55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Литература

    Ситкалиева Асем Хаммидулаевна. Жить – значит действовать!

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Актуализация знаний.
    3. Постановка учебной задачи.
    4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
    5. Физ. минутка.
    6. Закрепление изученного материала.
    7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
    8. Информация о домашнем задании (комментирование).
    9. Организационный этап.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Асем Хаммидулаевна, я учитель русского языка и литературы Александровской школы. Я очень рада вас всех видеть, потому что у нас есть возможность общаться и рассуждать. Думаю, что мы с вами сегодня плодотворно поработаем.

    Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. (3 слайд. Портрет писателя). Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы, а в качестве эпиграфа к уроку как нельзя лучше подходит русская народная пословица :

    «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться». (4 слайд)

    Вместо тетради у вас на столах у каждого рабочие листы. Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Это мы сделаем чуть позже.

    Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните сказку и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.

    Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

    Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.

    Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.

    Откроем… для себя жизненные ориентиры (5 слайд)

    Так вот какие мы открытия сегодня сделаем! Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении. Думаю, в конце урока, сможете ответить на вопрос: «Что помогает выжить в трудных условиях?» (6 слайд)

    1. Актуализация знаний

    Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных со сказкой Платонова. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет».

    -Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет) (7 слайд поочередно)

    -Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)

    -Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)

    -Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)

    -Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)

    -Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)

    -Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)

    -Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)

    -Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)

    - Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения? (сказка-быль)

    - Что в произведении сказочное, а что реальное?

    С текстом данного произведения вы уже знакомы. Вы знаете, что сказку-быль «Неизвестный цветок» Платонов написал уже тяжелобольным и посвятил её своей шестилетней дочери Маше. А хорошо ли усвоили прочитанное? Проверим. (8 слайд. Фото Платонова с дочерью Машей)

    Задание такое. Вы распределены на группы, у каждой из которых есть название. Сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки, и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов?

    1 группа «Литературоведы». К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? Примеры выпишите из текста (автор использует такой литературный прием, как олицетворение).

    Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

    «Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека. (9 слайд)

    2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ жизни неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

    Эпитеты: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», «маленький цветок- труженик» запись на доске).

    «Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»…(10 слайд)

    3 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

    группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый» запись на доске). Нарисуйте, каким вы видите цветок, дайте ему имя.

    Итак, вам даётся 7 минут на данное задание. Проверка.

    1. Постановка учебной задачи.

    - Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.

    - К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

    - Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?

    - Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока). Тема написана на доске

    - Что важнее всего на земле? (Жить)

    Это будет нашим первым открытием. Запишите слово «Жить» в сердцевину цветка.

    4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    1. Лепесток. Трудиться.

    (В руках горшок с комнатным цветком). Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?

    - А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить?

    - И чего же он добился своим трудом? (Прочитайте 7 абзац)

    - На что похож стал цветок?

    - Какой художественный приём использует сейчас автор?

    - Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф. (Читают)

    Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много…трудиться! Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в нашем цветочке

    2. Лепесток. Сострадать.

    Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.

    - Какие чувства вы испытали, читая эти строки?

    - Захотелось Вам помочь цветку? (Да)

    - Что бы вы сами могли сделать для него?

    - Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.

    - Как нужно относиться, ребята, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)

    - Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.

    5. Физ. минутка. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте. Представьте, что вы семечко и ещё в земле. Семечко начало расти, у него появляется росточек сначала один, потом другой. Подул ветер. Росток превращается в красивый и сильный цветок. Он с каждым днём хорошеет. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы, как наш герой из сказки. Садитесь, пожалуйста.

    3. Лепесток. Быть внимательным.

    - Почему сказка называется «Неизвестный цветок»? (Его никто не знал, не замечал до Даши)

    А Даша его заметила. Другие же проходили мимо. Предлагаю восстановить текст, вставив пропущенные слова, которые как раз помогут ответить на этот вопрос, почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (абзац 8). Работа в группах. (11 слайд)

    К какому средству выразительности относятся вставленные вами слова? (Эпитеты). Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? (учитель читает)

    -Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)

    - Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? (Даша спешила на станцию, чтобы отправить письмо маме, потому что мама тоже скучала по дочке)

    Наше третье открытие - быть внимательным.

    4. Лепесток. Радоваться.

    Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.

    Какие результаты дали усилия детей? (Пустырь зацвёл, неизвестный цветок дал множество деток, которые с радостью смотрели на мир и радовали всех вокруг…) То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.

    А что такое радость? Какие у вас возникают ассоциации со словом «радость». Записывают ассоциации в рабочем листе.

    Как здорово, что ту вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался? (радовался лучу солнца). Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.

    Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?

    (Радоваться).

    5 Лепесток. Любить.

    Кто в сказке полюбил цветок? ( Девочка Даша)

    А другие ребята? Забыли о нём, «ходили путешествовать в другие поля и леса». То есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. Ребята, бывает так в жизни, когда не проходит человек с добрым сердцем мимо чьей-то беды, а потом уже не интересуется, как сложилась его судьба. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь. Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но если твоя душа распахнута ко всему миру, с удивлением и любовью смотрит на мир – это великий дар. Причём высшая форма любви – деятельная любовь, стремление приносить радость, помогать.

    Кто ещё из героев прочитанных вами произведений, обладал таким даром – любить? Кто выделялся среди других своей непохожестью в отношении к миру, искренностью и умению любить? (Ассоль и Грэй)

    Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - самое важное.

    Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить. Что у нас получилось? Давайте зачитаем. Жить – значит трудиться, сострадать, быть внимательным, радоваться и любить!

    6. Закрепление изученного материала.

    Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?

    То есть жить – значит действовать! Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:

    Что помогает выжить в трудных условиях?

    Запишите это на обратной стороне вашего цветка. Какие выводы можно сделать?

    7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами. А сейчас вы прикрепите смайлики, которые лежат у вас на партах, на доску. Если было всё понятно, прикрепляете смайлы к этому столбцу, если остались вопросы, то ко второму, если что-то вызвало затруднения, то к 3 столбцу, если всё понравилось, то к 4 столбцу. Поставьте себе оценку в оценочных листах и сдайте их мне. Спасибо вам!

    1. Информация о домашнем задании (комментирование).

    Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.

    1. Напишите рассказ о таком человеке, девизом которого являются слова «Жить – значит действовать».

    2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.

    3. Напишите о самом важном для вас открытии после прочтения сказки А. Платонова «Неизвестный цветок».

    Категория: Литература | Добавил: rrr0901 (22.03.2018)
    Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]