I. Оргмомент ( введение в урок)
Учитель: Добрый
день, дорогие ребята. Меня зовут Любовь Николаевна Приглашаю вас в удивительный мир музыки, возьмите с собой
фантазию, творчество и любовь к музыке.
II. Актуализация знаний. Введение в новую
тему. (звучит музыка) Ребята,
что отражает музыка?
Ученики: Характер героев,
рисует образы, картины, передаёт настроение.
Учитель:
Что помогает нам понять, увидеть музыку?
Ученики:
Слушание, анализ, воображение.
Учитель:
Сегодня при помощи слушания и анализа раскроем музыкальные образы героев и их
взаимодействие и определим вместе тему урока.
Итак, я приглашаю вас в эпоху Возрождения.
Ребята, что вы можете сказать об
эпохе Возрождения?
(Дети отвечают)
Учитель: (обобщает) - в
Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное
совершенство человека. Например, Леонардо да Винчи – был художником, поэтом, архитектором,
скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией.
Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Ающих.Таковы
персонажи его живописных полотен "Мадонна с младенцем”, "Мона Лиза”. В далекой
Англии взошла другая звезда Возрождения –
автор "Отелло”, "Гамлета”, "Короля Лира”, "Ромео и Джульетты”. О ком идет
речь?
Ученики:
"Уильям Шекспир”. Правильно Уильям Шекспир.
Шекспир был незнатного рода, сын ремесленника, образование - лишь
начальное, но очень талантливый. Он сочинял свои драмы и комедии
для Лондонского театра «Глобус», в котором он сам был ещё и актером. Это был
один из лучших театров, поэтому он был удостоен звания «Королевская труппа» и
давал представления не только для простого народа, но и для Королевского двора,
а точнее, при дворе, по праздникам. Театр в то время был подобен современному
телевидению: все, что было интересного в современной и древней литературе,
истории, - все инсценировалось и представлялось на сцене в доступной и
захватывающей форме.
Учитель: Ребята, вы первый раз слышите сочетание слов «Ромео и
Джульетта»?
Ученики: Нет.
Учитель: Где еще вы слышали
об этом, откуда эта история?
Ученики: Из литературы, из
театра… кино…
Учитель: Ребята, а кто-нибудь читал это произведение?
Ученики: Нет (в общей
массе, но не все).
Учитель: Т.е. вы знаете об
этом произведении в общих чертах?
Ученики: Да…
Учитель: Скажите одним словом, о чем история Шекспира
о Ромео и Джульетте?
Ученики: О любви!
Учитель: Правильно о любви.
Учитель: Счастливая ли у
Ромео и Джульетты любовь? Что ей мешает, препятствует?
Ученики: Нет, им мешает
вражда их родителей.
III.Основной
этап урока. Решение проблемного вопроса.
Учитель: «Вражда и любовь». Я прочитаю пролог поэмы « Ромэо и Джульетта».
Две
равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг
друга любят дети главарей,
Но
им судьба подстраивает козни,
И
гибель их у гробовых дверей
Кладёт
конец непримиримой розни.
Две
семьи Монтеки и Капулетти ведут между собой междоусобные войны
Два противоречивых чувства: любовь и вражда – как
они взаимодействуют в одном произведении, мы узнаем прослушав музыку Д.Б.Кабалевского к трагедии «Ромео и Джульетта», (на слайде портрет дата рождения и т.д.).
А кто знает, что такое трагедия? (ответ
детей и на слайде определение) Ребята, давайте запишем определение в
тетради.
Учитель: К жанру трагедии обращались
многие русские и зарубежные композиторы. С.Прокофьев написал балет "Ромео и
Джульетта”, П.И.Чайковский увертюру-фантазию
"Ромео и Джульетта», Л.Бернстайн –
мюзикл «Ветсайдская история». В 1956 году в
московском театре им. Вахтангова спектакль «Ромео и
Джульетта» был поставлен режиссёром И. Рапопортом. В спектакле звучала сюита Д. Кабалевского, или 10 – музыкальных
зарисовок для большого симфонического
оркестра .
Ребята,
давайте вспомним, что такое сюита?
Сюита- …..
«Вражда и любовь»;
«Утро
в Вероне»;
«Приготовление
к балу»;
«Шествие
гостей»
«Веселый
танец»;
«Встреча
Ромео и Джульетты»;
«В
келье Лоренцо»;
«Сцена
на площади»;
«Ромео
и Джульетта»;
«Смерть
и примирение».
(Прочитать
на слайде)
Учитель: Мы прослушаем несколько зарисовок,
отражающих основную идею сюиты. – (На слайде 1 зарисовка «Шествие гостей»). «Шествие гостей». С
какими героями трагедии Шекспира связаны маршевые, уверенные, надменно-высокомерные,
тяжеловесные интонации. Упругие, пунктирные ритмы, мрачные звучности оркестра?
(Слушание 2 зарисовки, после
прослушивания ответ детей подтверждается рисунками Монтеки и Капулетти)
Учитель обобщает это семьи
Монтеки и Капулетти.
Как складываются отношения между
семьями? Они друг к другу хорошо относятся?
По интонации звука мы видим, что
происходит вражда.
Мы обозначим это темой
«Вражда» и запишем в тетради.
Учитель: (На слайде 2 зарисовка. - название). Встреча Ромео и Джульетты. Какое настроение передает эта музыка? Почему
для передачи трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный
тип изложения музыкальной мысли? (Слушание
2 зарисовки.)
Ученики: Чтобы изобразить лирический образ любви. Мы
обозначим это темой - «Любовь» и запишем
в тетради.
Учитель: Мы прослушали отдельно тему «Вражды» и тему
«Любви». Два противоречивых чувства: любовь и вражда,
давайте определим, как же они взаимодействуют, в музыкальной зарисовке? ( На слайде – «Вражда» и «Любовь»). ( Слушание музыки, после прослушивания
творческое задание - найти соответствие) Ребята, я предлагаю вам
разбиться на группы(3-4 ч.)-(самой
предложить деление) и выполнить задание ( таблица№1 – найти соответствие и полученный
результат исследования представить.
Кластер.
Таблица 1
Найти соответствие
|
1.Образ любви
|
А. Тяжесть
Б. Гнев
В. Нежность
Г.
Отчуждение
|
Найти соответствие
|
1.Образ вражды
|
А.Забота
Б. Любовь
В. Гнев
Г.
Сочувствие
|
Найти соответствие
|
1.Образ
любви и образ вражды.
|
А. Борьба
Б. Спокойное
взаимодействие
В. Примирение
Г. Любовь
|
Учитель: (Слушание ответов детей). Учитель
обобщает: в прослушанной музыке мы видим
два музыкальных противоположных образа, две темы, «Вражда» и «Любовь», которые
между собой вступают в борьбу. Таким образом мы дали ответ на ранее поставленный
вопрос.
IV. Определение
темы урока
Учитель :У нас вами осталась ещё одна
нерешённая задача – нам необходимо определить тему урока, для этого
давайте ещё раз вспомним- с
произведением какого писателя мы познакомились?
(Ответ детей).Шекспир (Ромэо и Джульетта)
Назовите
музыкальное произведение, которое мы с вами прослушали и автора музыки к
спектаклю Ромео и Джульетта? Какова главная идея произведения? Борьба двух образов.
"Борьба музыкальных образов в музыке Д. Кабалевского к спектаклю «Ромео и Джульетта».
Учитель: Эту пьесу Шекспир
писал не только для чтения, а и для представления
в театре, сначала в Англии, а затем и в других странах. Благодаря этому,
Шекспир сказал людям о чем-то? О чем же? Какая же здесь заложена мораль, какое
поучение? Как вы думаете?
Ученики: Гнев, вражда –
пользы не приносит, а только вред!
Ученики: Чтобы опомнились
пока не поздно те, кто враждует, и о мире. Что надо жить дружно или хотя бы
мирно...
Учитель:
А захотелось ли вам её прочитать после того, как познакомились с музыкой Д.Б.Кабалевсого? Почему?
Ответ учеников
1.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу на уроке
по предложенной таблице №2
2.
Ставим + или -. 1+ соответствует 1 баллу. Если у вас 5
вы отлично усвоили знания, 4 – вам есть
над чем поработать .
Таблица
2
Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне
понравилось.
|
Я анализировал (а) прослушанную музыку.
|
Я выполнил(а) творческое задание
|
Я запомнил
(а) название произведения и автора музыки
|
Я понял (а)
идею произведения
|
|
|
|
|
|
Поднимите
руки, кто оценил свои знания на 5? На 4?
(
Комментарии учителя)
Учитель:
Дома я предлагаю вам побыть в роли
художников и нарисовать эскизы к костюмам героев трагедии или полностью костюмы.
Ребята поблагодарю за интересные высказывания, за внимательное слушание.
Мне очень понравилось ваше настроение, выражение ваших глаз Спасибо ребята, до новых встреч.
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
Б.Ахмадулина
Источник: http://depositfiles.com/files/vzkxr3tp5 |