Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». Работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ в ориентирована на условия, которые будут способствовать формированию у педагогов и обучающихся прочных пользовательских навыков. По схеме Интеграция образования и науки на основе ИКТ мы видим, что сейчас ИКТ занимают незначительную часть науки и образования, но к 2015 году ИКТ будет составлять равные доли. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: • усилить образовательные эффекты; • повысить качество усвоения материала; • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Преимущества использования ИКТ • Делают обучение более эффективным; • Способствуют индивидуализации обучения; • Повышается мотивация обучения; • Активизируется познавательная деятельность учащихся; • Обеспечивается оперативность и объективность контроля; • Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся; • Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь; • Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов; • Повышается интерес к изучаемому предмету. В 2010-2011 учебном году наша школа перешла на программу опытно-экспериментальной деятельности «Апробация учебника «Информатика и ИКТ» (2 класс) под редакцией Н.В. Матвеевой. Интерактивная доска — это мировой след науки, живой динамический образ мира, который формирует личность. Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика, важнейшим элементом триады «учитель—объект познания—ученик» в современном трёхкомпонентном педагогическом процессе. Она развивает мыслительную деятельность ученика, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым оживляя интерес к знаниям, формирует качества личности. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, является современным инструментом обучения, поскольку в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Важная задача — позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо детям, которые сегодня учатся школах. Использование ИК-технологий в начальных классах нашей школы идёт через активное внедрение ИКТ на уроках. Положительные аспекты использования интерактивного оборудования: возможность демонстрации разнообразного наглядного материала; • возможность снабжения материала заметками, метками повышенного внимания; • возможность организации работы с различными дидактическими материалами учащихся; • представление дидактических материалов в эстетической форме; • реализация возможности работы по составлению или изменению конспекта; • реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария интерактивной доски. Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе. Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д. Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски. ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки. Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал. В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и ИКТ положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное. • По форме работы с доской можно выделить различные виды деятельности: Пояснительная деятельность учителя, направленная на представление материала. • Аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала. • Алгоритмическая практическая работа направлена на пошаговое пояснение/представление способа действий. • Разработческая — деятельность, направленная на получение обобщённого представления материала в виде конспекта, модели или схемы. • Исследовательская. Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей ИД позволяет преподавателям объяснять новый материал ярко и наглядно, работать в большой аудитории. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учащихся ИД делает занятия интересными и развивает мотивацию. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определённым потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Именно поэтому интерактивные доски являются эффективным средством для роста познавательного интереса у учащихся и повышения качества образования. Интенсивные процессы внедрения компьютеров, ИД в образование и создание информационной среды Интернет поставили новую задачу эффективного использования компьютерных технологий. Одной из актуальных задач является создание среды для раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала личности. ИКТ-компетентность учащихся включает в себя набор определенных знаний и умений, позволяющих свободно использовать компьютерные технологии для поиска, обработки, создания и хранения информации; для критического осмысления, происходящего в различных контекстах дома, в школе, на досуге. Одарённые дети используют их как никто другой. Они ищут в Интернете необходимую информацию, участвуют в творческих и интеллектуальных дистанционных конкурсах, участвуют в проектной деятельности, используют навыки работы с ИД и компьютером в создании сайтов класса. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Это очень важно на сегодняшний день, потому что одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы, становится информационная компетентность. Наша школа имеет опыт ученической проектной деятельности в различных сферах учебной и внеучебной деятельности. Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности. Преимущества использования в учебном процессе мультимедиаресурсов 1. Презентация: • наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий; • быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов; • решение задач и просмотр результата; • коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление. 2. Видеофрагмент: • позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке. 3. Анимация: • реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты. 4. Тест на компьютере: • даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках; • позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач; • сразу же сделать работу над ошибками. 5. Компьютерное моделирование: • является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам; • логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий. • Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют мощно развивать внимание и визуальное мышление — способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой ПОНИМАНИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Одним из приёмов, широко используемых в настоящее время для устных выступлений в воспитательной деятельности, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации и создавать эффектные наглядные образы. Наличие программного обеспечения (Microcoft PowerPoint) позволяет руководителям быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Проектная деятельность учеников XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем сегодня- расширение кругозора, углубление знаний, активизация умственной деятельности учащихся. Спасибо за внимание. |