Давно замечено: научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвойне сложнее. В своей многолетней практике по развитию скоростных качеств учащихся, широко использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип «от простого к сложному». Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, их растягивание и расслабление. Другие – скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. Дозирование нагрузки, число повторений каждого применяемого упражнения определяю с учетом уровня физической подготовленности учащихся.
Специальные упражнения бегуна. 1. Бег с высоким подниманием бедра: на месте и с продвижение вперед с опорой руками о стену с последующим выбрасыванием голени (загребное движение). Выполнять в среднем и быстром темпе – сериями по 10-20 секунд. 2. Семенящий бег. 3. прыжкообразный бег с ноги на ногу, отталкиваясь вперед-вверх. Обратить внимание на полное разгибание толчковой ноги. 4. Бег спиной вперед. 5. Движения руками как при беге из исходного положения ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом. Движения руками выполнять в среднем и быстром темпе сериями по 10-20 секунд. Обратить внимание на амплитуду движений и расслабление в плечевых суставах. 6. Бег за лидером. 7. Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью. 8. Максимальный быстрый бег в горку и с горки. 9. Максимальный быстрый бег с ходу. 10. Повторное пробегание дистанции с максимальной скоростью по прямой, на повороте и со старта. 11. Челночный бег. 12. Ускорение, переходящее в бег с ускорением. 13. Многоскоки, переходящие в бег с ускорением.
Для овладения техникой спринтерского бега: 5-7 класс. Высокий старт, бег на расстояние от 10 до 15 м – 5 класс от 15 до 30 м – 6 класс 30 м – 7 класс 8-9 класс. Низкий старт, бег на расстояние до 30 м
Бег с ускорением на расстояние от 30 до 40 м – 5 класс от 30 до 50м – 6 класс от 40 до 60м – 7 класс от 80 м – 8 класс от 90 м – 9 класс
Скоростной бег на расстояние до 40 м – 5 класс до 50 м – 6 класс до 60 м – 7 класс до 70 м – 8 класс до 80 м – 9 класс Бег 60 м не результат – 5-7 класс Бег до 100 м не результат – 8-9 класс
Способствуют повышению уровня быстроты движений, упражнения, выполняемые в облегченных условиях: бег с попутным бегом в обе стороны, бег по наклонной дорожке. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты в 5-7 классах: 1. Семенящий бег на месте с опорой руками о стену и без опоры, то же, но с продвижением вперед, руки опущены и расслаблены. 2. Бег с захлестыванием голени назад. 3. Бег с высоким подниманием бедра. 4. Бег с прыжками в широком шаге. 5. Многоскоки или бег толчками, руки согнуты в локтях, помогают выполнению упражнения. 6. Быстрая смена ног в положении широкого выпада, опираясь руками о пол. 7. Прыжки в длину с места. 8. Ускорение до 30 м с высокого старта (стартовый разгон) 9. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием толчковой ноги вперед вверх. 10. Прыжки на обеих ногах, спрыгивая и запрыгивая на возвышение высотой 30-40 см. 11. Бег с прыжками с ноги на ногу и полным выпрямлением толчковой. 12. Стоя на месте, движения согнутыми в локтях руками как при беге (вначале медленно, затем быстро)
Упражнения для развития скорости бега: 1. Резкий переход к ускорению по сигналу во время медленного бега 6-8 ускорений по 15-20м. 2. Челночный бег на отрезе 10-20м 2-3 серии по 4-6 раз в серии 3. Старты из различных положений: стоя спиной вперед, сидя, упоре на коленях и т.д., 4-6 стартов. 4. Бег на коротких отрезках 15-30м с максимальной скоростью 3 раза с интервалом отдыха 1,5-3 мин.
Учебные задания для 8-9 классов: 1. Быстрая смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты. 2. Беговые упражнения с последующим ускорением. 3. Бег боком вправо 1 шаг правой в сторону 2 шаг левой сзади правой 3 шаг правой в сторону 4 шаг левой спереди правой и т.д. тоже влево 4. Попеременные скачки на одной ноге до 20 м 5. Прыжки в длину с места 6. Старт с преследованием товарища, который стартует в 3 м впереди 7. Ускорения с высокого и низкого старта до 40 м (стартовый разгон) 8. Выпрыгивание из приседа с продвижением вперед 9. Прыжки с продвижение вперед на правой (левой) ноге, подтягивая колено толчковой ноги к груди 10. Бег на пятках 11. Бег с продвижением вперед, преодолевая сопротивление партнера. В качестве сопротивления можно также использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо бегущего (лежит на груди) или скакалку на бедрах
Ведущий метод развития скоростных способностей школьников 8-9 класса – повторный. Продолжительность выполнения упражнений на скорость не должна превышать в этом возрасте 6-8 сек с интервалами отдыха между повторениями в пределах 1,5-2 мин. В качестве средства развития скоростных способностей использую повторный бег на 30 м в 8 классе, 50-60м в 9 классе; различные ускорения на 20-30м; старты из различных исходных положений, бег с ходу на 20-30 и 30-40; бег с максимальной скоростью на 50-60 и 70-80м соответственно. Одним из эффективных средств развития скоростных способностей у школьников всех возрастов являются подвижные игры, эстафеты с бегом. Подвижные игры использую в начале и в середине основной части урока, а игровые упражнения в начале основной части урока. Комплекс упражнений соревновательно-игрового характера: 1. Ускорение на прямой 30м с промежуточным финишем в середине дистанции 2. Многоскоки на обеих. Побеждает тот, кто преодолевает при помощи 10-15 прыжков большее расстояние. 3. Бег на отрезках с гандикапом. При повторном выполнении участники меняются ролями. 4. Бег в низком приседе, руки произвольно, кто быстрее преодолеет расстояние 15-20м. 5. Передвижение спиной вперед. Кто быстрее преодолеет 20-30 метров 6. Смена ног из положения выпада, правая впереди, руки произвольно. Кто раньше выполнит задание. 7. Силовое сопротивление партнеров при сгибании и разгибании рук, соединенных в лучезапястных суставах.
Подвижные игры. Одни игры содействуют воспитанию быстроты реакции, помогают совершенствовать технику старта или финишный рывок («Вызов номеров», «День и ночь», «Догнать переднего»), другие направлены в основном на освоение бега по повороту, передачу эстафеты («Третий лишний», «Круговая эстафета», «Колесо», «Встречная эстафета»). Важно уметь приспосабливать игры к виду спорта. Так, в игре «День и ночь» или «Наступление» бег можно начинать из стартовых положений, в игре «Встречная эстафета» ставлю игроков, принимающих эстафету спиной к тем, кто ее приносит. В игре «Круговая эстафета» можно сделать коридоры для передачи эстафетной палочки и т.д. Исходя из вышесказанного вытекает, что для развития скоростных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит среди прочего, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Более успешно процесс развития двигательных способностей идет при параллельной работе над развитием психических, в частности интеллектуальных и волевых качеств. |