Единый госэкзамен должен быть инструментом лишь для оценки знания школьников.
Комитет Госдумы по образованию не поддержал поправки в закон "Об образовании", предполагающие запрет на использование результатов единого госэкзамена для оценки качества работы образовательных организаций, а также изменение и унификацию процедур сдачи ЕГЭ.
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, на которого ссылается "Парламентская газета", это решение не означает, что в законопроекте "не содержится разумных идей", просто представлены они некорректно.
Владимир Бурматов считает, что единый госэкзамен должен быть инструментом лишь для оценки знания школьников. Нельзя делать, отталкиваясь от его результатов, выводы о работе школ, местных управлений образований и глав муниципалитетов.
"Напомню, я с 2011 года призывал к тому, чтобы убрать этот показатель из критериев оценки эффективности работы глав регионов. Картина получалась по-настоящему удручающей: губернаторы требовали любыми способами завысить результаты ЕГЭ от глав муниципалитетов, те, в свою очередь, вызывали на ковёр руководство управлений образований, дальше "прессинг" шёл по цепочке — к учителям, родителям, самим ученикам. Сплошной стресс!" — говорит депутат. "Вопрос с губернаторами" решился лишь после того, как убрать итоги ЕГЭ из показателей критерия эффективности глав регионов распорядился Владимир Путин. Законодатель уверен: рано или поздно от этого "кнута" избавят и рядовых педагогов.
При этом, по словам депутата, отказ от этой практики не требует разработки отдельного законопроекта. "Достаточно обычного ведомственного решения, — сказал он. — В случае с губернаторами этот показатель просто убрали из перечня критериев — и всё".
Осторожнее связывать результаты ЕГЭ с качеством работы школ призвала и директор Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина. "Это критерий не должен использоваться грубо, в лоб. Качество работы школ нужно оценивать не по статичным, а по динамичным показателям, то есть смотреть, изменяется ли их работа в лучшую сторону с течением времени", — пояснила она "Парламентской газете". Кроме того, по мнению эксперта, не стоит сравнивать "всех со всеми". "Как можно так грубо сравнивать работу сельских школ, скажем, с математическими лицеями, или гимназиями?" — недоумевает она.
Одно из разумных предложений — запрет на использование результатов ЕГЭ при оценке качества работы школ. По словам Бурматова, попытки увязать баллы, полученные учениками на едином госэкзамене, с профессионализмом педагогов приводят к тому, что оценить реальные знания школьников удаётся далеко не всегда. "Чтобы не получить нагоняй от руководства, педагоги пытаются всевозможными методами помочь своим ученикам сдать ЕГЭ, — пояснил депутат. — И зачем это нужно? Потом выпускник, получивший, к примеру, высочайшие баллы по математике, поступает в технический вуз, где выясняется, что он в вообще очень плохо освоил этот предмет".
По информации "Парламентской Газеты"
Фото Натальи Яковлевой из архива "Учительской Газеты" |