Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 18.06.2019, 09:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Официальные выступления [262]
Изучение деятельности образовательных учреждений [248]
Год театра [9]
Десятилетие детства [9]
Культурный дневник школьника [4]
Персонифицированное финансирование дополнительного образования [11]
Наши успехи [111]
Модернизация общего образования [164]
о реализации проекта Модернизация общего образования
Модернизация дошкольного образования и ФГОС [52]
Совет отцов [7]
Финансово-хозяйственная деятельность [5]
Муниципальный консультационный центр [2]
Новости из образовательных учреждений [259]
Государственная аттестация обучающихся [500]
Электронные услуги [99]
ФГОС [85]
Независимая оценка качества образовательных услуг [279]
Методические рекомендации [139]
Аттестация педагогических и руководящих работников [82]
Курсы повышения квалификации [75]
Творческие группы профессионального развития [407]
Инновационная деятельность [155]
Семинары и конференции [364]
Августовский педсовет [86]
Конкурсы [462]
Учитель года [279]
Всё о конкурсе педагогического мастерства
Воспитатель года [93]
Молодой педагог [68]
Лучший ученический класс [66]
Самый классный классный [92]
О конкурсе "Самый классный классный"
Олимпиады [437]
Научная конференция учащихся [118]
Духовность и современность [347]
Экспертный совет по информатизации [20]
информация об Экспертном совете и его мероприятиях
Информатизация образования [278]
Дистанционное обучение [165]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [159]
Здоровый образ жизни [125]
Профориентация [34]
Профилактика правонарушений [53]
Безопасность в образовательных учреждениях [91]
Психологическая служба [132]
ГТО [84]
Спорт [150]
Защита прав участников образовательного процесса [147]
Юбилеи и праздники [326]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [57]
Год добровольца (волонтера) [24]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    «  Август 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 8
    Пользователей: 1
    maria82maria
    Главная » 2012 » Август » 20 » СКФ - игрушка прокурора
    СКФ - игрушка прокурора
    20:17

    Все чаще в сети появляется информация о проверках прокурорами школ на надежность системы контентной фильтрации (СКФ) Интернет-трафика с последующей выдачей предписания «исправить ... наказать», включая судебные решения. Пример подобного предписания я привожу на отдельной странице для анализа (спасибо коллегам!). С новейшими Интернет-нововведениями можно найти публикации конкретных судебных рассмотрений, например, в Кировской области.

    Информация о подобной «заботе» власти вызывает досаду и раздражение. Сама идея подобной фильтрации демонстрирует не заботу о детях, а элементарное ханжество — в школе нельзя, а дома обсмотрись. Обеспечить гарантированную фильтрацию технически невозможно! Единственный надежный способ — «белый список», что означает кастрацию самой идеи использования глобальной сети Интернет в школе. Единственный оправданный вариант использования подобного ограничения — для начальной школы, когда навыки учащихся только формируются: предотвратить ненужные блуждания учащихся за рамки необходимых для конкретного занятия Интернет-ресурсов.


    Помимо содержательного и технического несоответствия данного поведения жизненным реалиям особое изумление вызывает юридическая сторона проблемы. Дело в том, что ни по закону, ни по роду деятельности образовательное учреждение не может отвечать за контентную фильтрацию. Эта деятельность не предусмотрена ни в Уставе, ни в законах, регламентирующих образовательную деятельность. Более того, ограничение доступа к информации запрещено Конституцией и федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    Например, методические рекомендации ООО «Мегаверсия», выигравшей конкурс МинОбрНауки по разработке СКФ, при анализе юридической базы СКФ обосновывают право на фильтрацию. Анализ там более глубокий, чем у меня здесь, со ссылкой на международные акты. А в результате в п.2.9 на стр 88 разработчики сами утверждают, что их система не может гарантировано исключить возможность пропуска нежелательного контента!

    Единственный федеральный нормативный акт, на который можно было бы сослаться (что прокуроры и делают), — закон от 24.07.1998 № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14. «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» самим своим названием говорит об обязанности защищать ребенка.

    Но к школам в свете проблемы СКФ она отношения почти никакого не имеет! Да и нет о фильтрации даже упоминания в законе.

    Скорее наоборот: в п.1 декларируется ответственность органов государственной власти (т.е. прокуратуры, в том числе) за принятие мер по защите ребенка от вредной информации. А в отношении школ и других образовательных организаций эти самые органы власти, как сказано в п.1 ст.14.1, обязаны создавать «благоприятные условия для осуществления деятельности ... (включая места для их доступа к сети "Интернет")».

    Судя по ширящейся практике прокурорских «предписаний», они именно это считают заботой о «благоприятных условиях»? А на мой взгляд, получается, что прокуратура не справляется с пресечением распространения вредной информации в сети Интернет и перекладывает ответственность за разгул информационных преступников на школы. Собственно, упрекать прокуратуру в неспособности справиться с потоком вредной информации никто не пытается. Все понимают, что это нереально. Непонятно, почему прокуратура предъявляет нереальные (и незаконнные!) требования к школе?

    Для особо непонятливых в п.2 ст. 14.1 оговорено: «Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, … в пределах их полномочий способствуют … развитию детей». Особо хочу подчеркнуть — «в пределах их полномочий». И еще мне не очень понятно, как требуемые прокуратурой меры по ограничению информации из сети Интернет «способствуют … развитию детей»? Ведь, вредной информации фильтр все равно не отсекает (не может!), зато отсекает полезную информацию — проверено не раз.

    Таким образом, предписание не согласуется с нормами закона в отношении «лиц, осуществляющих мероприятия по образованию», предъявляя требования за рамками полномочий и препятствуя задачам развития. Нет у этих лиц ни обязанности, ни задачи, ни возможности организовывать фильтрацию Интернет-контента. Даже провайдеры Интернет, имеющие лицензию на услуги связи, не могут фильтровать контент, т.к. это противоречит закону. Под ограничения попадают распространители запрещенной информации.

    Остальная часть статьи посвящена ночным и разгульным развлечениям, которые к школе отношения не имеют вовсе.

    В п.8 ст.14.1 указано: «за несоблюдение установленных требований к обеспечению ... мер по ... развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность». Однако ни в данном законе, ни в предписаниях прокуроров, ни в постановлении судов я не увидел юридически точной ссылки на норму, устанавливающую для школы требование по контентной фильтрации. Все формулировки патетически обтекаемые. Потому что эта деятельность не попадает в зону ответственности школы, а сама претензия «притянута за уши» и незаконна.

    Значит ли это, что школа не отвечает за доступ ребенка к «вредной» информации?

    Конечно, отвечает, но в рамках своих компетенций и полномочий:

    Если школа станет публиковать подобную информацию на своем сайте или в любых иных формах, включать ее в учебные программы или во внеурочную деятельность, она попадет в зону ответственности как распространитель.
    Если сотрудники или ученики школы будут использовать в своих материалах информацию из сети Интернет с нарушением авторских и смежных прав, разглашать государственные или деловые тайны, они попадут в зону ответственности как распространители.
    Если сотрудники школы не будут контролировать доступ учащихся в сеть Интернет, это позволит считать их необеспечивающими свои обязанности по безопасности учащихся на территории школы.
    Можно воспользоваться методом аналогий: если в школе стоит телевизор, станет ли прокурор требовать от учителя фильтрации эфирного контента? А ведь там и «Дом-2» и рекламные ролики, от которых взрослому иной раз неловко становится. В отношении телевизора у учителя есть только 2 инструмента: выключатель и переключатель программ. И он ими вполне успешно пользуется не одно 10-летие. Ровно так же учитель работает и с Интернет. Почему в отношении Интернет прокуроры решили вести себя иначе, совершенно непонятно.

    Анализ ситуации с внедрением в жизнь школы сети Интернет показывает, что, к сожалению, жизнь в нашей стране все еще плохо пересекается с законами, причем, это проявляется не только с СКФ. А те, кто должен был бы нас защищать, часто нас же и третирует. Поэтому известная фраза из советского прошлого «моя милиция меня бережет» часто кажется насмешкой.

    Предписание прокурора

    Категория: Информатизация образования | Просмотров: 464 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 5.0/1 |

    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]