Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию – это период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки.
Самое главное, не упустить этот момент, сблизиться с ребенком, сделать шаг навстречу!
Наш современный мир, в который вступают девятиклассники по окончании основной школы, ставит их перед задачей выбора профессионального пути. В стенах ли школы, других ли учебных заведениях, будут новые коллективы, новые требования, новые радости и новые трудности. Поэтому именно сейчас уместен и нужен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является именно переходный возраст.
Еще в начале 50-х годов XX века одной из популярных тем психологии была тема совладания человека с различными категориями трудностей. На сегодняшний день актуальной остается проблема, которую можно вычленить из данной темы и, создав новую оболочку в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, назвать – уязвимость подростка в кризисной ситуации.
Резкая смена настроений, переживаний, повышенная возбудимость и огромный диапазон полярных чувств – со всеми проявлениями переходного возраста мы¸ родители, начинаем борьбу, забыв о том, что перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации, и, как следствие, мы косвенно участвуем в создании данных ситуаций.
Психологическое неблагополучие в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
При возникновении различных кризисных ситуаций подросток бессознательно или целенаправленно применяет психологические защиты, - возникает «копинг» (англ. сope - преодоление) – поведение. Набор жизненных ситуаций, как и перечень способов их разрешения, могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека.
При опросах подростки выделяют следующие случающиеся неприятные события в жизненных сферах: - семья – ссоры в семье;
- взаимоотношения со сверстниками – конфликт с другом;
- взаимоотношения со значимыми взрослыми – конфликт с учителем;
- учебная деятельность – неудача на контрольной, экзаменах;
- здоровье – болезни, травмы.
Однако выше перечисленные кризисные ситуации подростки преодолевают по-разному. Наиболее адаптированными подростки оказались именно к сложным жизненным ситуациям, возникающим в семейных отношениях. Наиболее частыми стратегиями по преодолению кризисной ситуации в семье для младших подростков является альтруизм (Дети, как никто другой, стремятся сохранить мир в семье). А старшие подростки пытаются выйти из кризисной ситуации, так сказать, с сохранением апломба, предпочитая выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке. Именно в этот период семья должна быть более сплоченна. Внутреннее благополучие в семье создает и душевное благополучие у подростка.
Значимость ситуации учебной деятельности, как у младших, так и у старших подростков проявляется в наиболее типичной форме – это поиск решения проблемы и сотрудничество, а так же, как правило, поиск эмоциональной поддержки. Однако не все подростки при возникновении проблем в школе могут обратиться за помощью к учителю. Часто встречающимися стратегиями являются отрицание и агрессивность. В связи с этим нам, педагогам и родителям, дана возможность построить доверительные отношения с ребенком, протянув руку помощи в нужный момент.
В психологии проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как «социализация», «компетенция». Новые понятия, новое мышление… В учебных заведениях ведется психологическое сопровождение учащихся 11 – 14 лет, которое предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетентности, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира, социальной среды. Компетенции, побуждающие к самоактуализации, приобретению конструктивного опыта преодоления подростком кризисных ситуаций и даже кризисов. И если родители испытывают трудности, не зная как помочь своему ребенку, как правильно выстроить взаимоотношения с подростком, чтобы он понял и прислушался, психологи школ дают консультации родителям, обратившимся за советом.
«Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить ее, прежде чем взойдет росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды» - слова арабского мудреца имеют глубокий смысл: - для родителей – радость и гордость за сына или дочь, которые в период переходного подросткового возраста избежали ошибок и сформировали правильную позицию к учебе, в выборе образа жизни.
- для подростков – взрастить в себе личность, открытую для познания и саморазвития.
- для педагогов – гордость за достойное поколение, за будущее России.
Дмитриева Марина Владимировна, педагог-психолог I квалификационной категории МБОУ-ООШ с. Золотая Степь Советского района
|