Индивидуальный подход – это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что дети под воздействием воспитателей, учителей, коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности [1, с. 97]. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания,
- формирование навыков и привычек позитивного поведения,
- воспитание волевых усилий.
Структура и содержание индивидуальной работы с детьми группы социального риска, безусловно, корректируется в зависимости от конкретной ситуации развития, но можно определить некоторые общие моменты.
План индивидуальной работы с детьми группы риска должен включать в себя следующие важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых – формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям учителя;
- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность;
- основные этапы реализации индивидуальных программ [2, с. 187].
При реализации плана индивидуальной работы необходимо соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
- осознание перспективности в перевоспитании;
- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, полезных интересов и способностей ребенка;
- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
- терпение и выносливость всех участников воспитательного процесса;
- активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие [3, с. 26]. |